13/01/2012

Новый класс планетных систем с двумя звездами

На основе данных, полученных с помощью телескопа Кеплера, астрономы открыли новый вид планетных систем: с двумя звездами. Данная работа служит подтверждением того, что планеты, вращающиеся вокруг "двух солнц" не являются редкими исключениями, а широко распространены в нашей галактике. Данная работа опубликована сегодня в журнале Nature и была представлена на собрании Американского астрономического сообщества в Остине.

Команде удалось обнаружить две новых планеты, которые вращаются вокруг двойной звездной системы. Подобное явление было впервые открыто в сентябре прошлого года.

Открытые планеты были названы Кеплер-34б и Кеплер-35б.

Обе они вращаются вокруг "бинарной звезды", которая представляет собой гравитационно-связанные звезды, вращающиеся вокруг друг друга. Хотя существование подобных небесных тел, называемых "планетами с кратной орбитой" было предсказано уже давно, они оставались всего лишь теорией, пока команда не открыла Кеплер-16б в сентябре 2011 года. Они прозвали Кеплер-16б "Татуином" из-за ее схожести с планетой с кратной орбитой из киноэпопеи "Звездные войны".

"Мы уже давно знали, что подобные планеты могут существовать в реальности, но их обнаружение было затруднено по некоторым техническим причинам", - сказал профессор астрономии Эрик Форд. "Открытие Кеплер-16б, 34б и 35б, продемонстрировало, что в нашей галактике число планетных систем с двумя звездами исчисляется миллионами".

Эти планеты были открыты методом измерения интенсивности света, которая уменьшалась когда планета проходила между одной из двух звезд и Землей. Кроме того, Кеплер обнаруживал понижение интенсивности света в тот момент, когда одна из звезд закрывала собой другую. Взаимное гравитационное притяжение звезд и планет приводит к отклонению от регулярного графика их движения, что позволяет ученым подтвердить наличие планет и измерить их массу.

Обе планеты являются газовыми гигантами с низкой плотностью. По размерам они сопоставимы с Юпитером, но значительно уступают ему по массе. По сравнению с Юпитером, Кеплер-34 на 24 процента меньше по размерам и на 74 процентов меньше по массе. Полный цикл вращения занимает у него 288 земных дней. Кеплер-35 на 26 процентов меньше по размерам и на 88 процентов меньше по массе, при этом вращается намного быстрей - весь цикл длится всего 131 день.

Астрономы считают, что планеты состоят в основном из водорода и слишком горячи, чтобы быть обитаемыми.

Климат планет с кратной орбитой может быть намного более сложным, из-за того, что дистанция между планетой и каждой из звезд может варьироваться в течение всего орбитального периода", - пояснил Форд. "Что касается Кеплер-35б, то количество падающего на нее света изменяется в пределах 50 процентов в течение одного земного года. А на Кеплер-34б, "летом" солнечного света попадает в 2,3 раза больше, чем "зимой". Для сравнения, в случае с нашей Землей, количество солнечного света варьируется в течение года всего на 6%.

Первоначально в НАСА планировали прекратить прием информации с Кеплера в ноябре 2012 года.

"Астрономы буквально умоляют НАСА продлить миссию Кеплера до 2016 года, ведь он произвел революцию во многих областях, а не только в области планетарных систем", - сказал Форд. "Надеюсь, здравый смысл восторжествует и миссия продолжится".

НАСА обнаружило сотни планет, на которых может существовать инопланетная жизнь