02/12/2011

Вороны используют жесты в общении друг с другом

Такая стратегия в поведении, как указывать на определенные предметы или выставлять их напоказ, чтобы привлечь на них, таким образом, чье-либо внимание до сих пор была характерна только для людей и их ближайших родственников, больших обезьян. Теперь Симон Пика (Simone Pika) из Института орнитологии Общества Макса Планка и Томас Бугньяр (Thomas Bugnyar) из Университета Вены, представили первое подтверждение того, что вороны (Corvus corax), тоже используют так называемые деиктические жесты для того, чтобы проверять интерес потенциального партнера или, чтобы укреплять уже существующие связи.

С раннего детства, дети часто используют отчетливые жесты, чтобы привлечь внимание взрослых на внешние объекты. Так называемые деиктические жесты как, например, "указывание" ("взгляни сюда!") и "выставление предметов" ("возьми!"), начинают применяться детьми впервые в возрасте девяти-двенадцати месяцев, когда они еще не умеют говорить. Ученые считают, что такие жесты основаны на сравнительно сложных интеллектуальных способностях и представляют собой начальный этап использования символов и, следовательно, человеческого языка. Деиктические жесты являются, таким образом, последовательными этапами в развитии человеческой речи.

Удивительно, но наблюдения за сравнимыми жестами, используемыми нашими ближайшими родственниками, большими обезьянами, достаточно редкие. Шимпанзе (троглодиты Сковороды) в Национальном Парке Кибале в Уганде, например, используют так называемые прямые царапины, чтобы отметить четкие следы в той области своего тела, которую нужно холить. Деиктические жесты в данном случае представляют собой чрезвычайно редкую форму общения, которая присуща исключительно приматам.

Согласно сведениям двух исследователей из Зеевизина и Вены, такое поведение не ограничено строго людьми и большим обезьянам. В течение двух лет, Симон Пика и Томас Бугньяр исследовали беззвучное поведение индивидуально выделенных пар воронов из целой колонии птиц, населяющих леса альпийских гор недалеко от деревни Грюнау в Австрии. Они заметили, что птицы использовали свои клювы в качестве рук, чтобы показывать и предлагать такие предметы, как например, мох, камни и прутья. Эти четкие жесты преимущественно применялись в общении с партнерами противоположного пола, которое заканчивалось либо принятием предложения (77% случаев), либо отказом и агрессивным поведением (23% случаев).

Ученые предполагают, что подобный обмен мнениями помогает птицам укреплять свои взаимоотношения, а также испытывать надежность своего партнера, поскольку большинство диалогов происходило между семейными парами.

Вороны являются певчими птицами, принадлежащими семейству вороновых подобно галкам и сорокам, и они превосходят любой другой вид птиц с точки зрения интеллекта. Их результаты в различных тестах, предназначенных для проверки интеллекта такие же высокие, как и у больших обезьян. Вороны в особенности могут быть охарактеризованы сложным межпарным общением, на протяжении сравнительно долгого периода для формирования отношений и сотрудничества сравнительно высокой степени между партнерами.

По мнению ученых, вороны оказались намного способней в невербальном общении в сравнении с приматами. Эти птицы могут указывать свободно на любой предмет, и вполне осознано реагируют на знаки, которые показывает партнер во время диалога, тогда как жесты шимпанзе направлены лишь на действия или же тела их собеседников.

Этот новый анализ показывает, что отчетливые жесты развились у вида в связи с высокой степенью способности к сотрудничеству. "Исследования жестов в течение долго периода времени в основном, как правило, фокусируются лишь на способностях общения приматов. Тайна происхождения человеческого языка, тем не менее, может быть разгадана только, если мы будем рассматривать и учитывать всю сложность систем общения свойственную другим группам животных", сообщил Симон Пика из Института орнитологии Общества Макса Планка.

Вороны могут различать причины и следствия

Ранее считалось, что только человеческий разум может определять причинно-следственные связи. Теперь получены доказательства того, что и в животном мире есть виды, способные мыслить как люди. Биологи утверждают, что способностью разделять причины и следствия происходящих событий обладают новокаледонские вороны. Получается, что их не зря считают самыми умными представителями животного мира на Земле. Это открытие удалось сделать в ходе следующего эксперимента.

Собаки – самые большие ревнивцы среди животных

Владельцы собак наверняка испытывали на себе ревность своих питомцев. Исследователи Оклендского университета решили научно определить, присуще ли это свойство животным или ревность является сугубо человеческим чувством. В эксперименте приняли участие добровольцы с собаками, которые прожили у них в доме не менее 2-х лет. Владельцев животных разделили на 2 группы и разместили в комнатах со стеклянными стенами. Собаки могли наблюдать

Голуби запоминают лица людей

Если Вы однажды спугнули голубя на своем пути, то птица, вероятней всего, запомнит Вас и, увидев в следующий раз, уже не будет преграждать вам дорогу, как показали результаты нового анализа. Исследователи обнаружили, что дикие, недрессированные голуби способны запоминать лицо каждого человека в отдельности и даже смена одежды не сбивает их с толку. Предшествующее исследование в этой области было сфокусировано только лишь на способности восприятия голубей, которые дрессировались в лабораторных условиях.