21/09/2011

Вороны используют зеркала для поиска пищи

Умные вороны Новой Каледонии могут использовать зеркала для нахождения пищи, как утверждают ученые. Исследователи из Оклендского Университета в Новой Зеландии, проверили реакцию диких ворон на зеркала.

Вороны не узнавали себя в отражении, но изучая свое собственное отражение, обнаруживали спрятанную пищу. Результаты исследования позволили ученым отнести птиц к видам животных элитной группы, куда входят приматы и слоны, которые также способны обрабатывать зеркальную информацию.

Вороны Новой Каледонии (Corvus moneduloides), известны своим интеллектуальным и прогрессивным использованием таких инструментальных средств, как например, прутьев, которые они применяют, охотясь на насекомых, извлекая их из отверстий и расщелин деревьев.

В ходе экспериментов с зеркалом с участием других птиц, но того же самого семейства вороновых, было выявлено, что сороки способны узнавать свое отражение, а вороны из джунглей – нет. В этом анализе, опубликованном в журнале "Animal Behaviour", психологи изучали способности опознавания ворон Новой Каледонии, которые славятся своим необыкновенным умом.

Ученые поймали 10 диких птиц и поместили их в большие клетки для того, чтобы наблюдать за их поведением, а в частности за реакцией на зеркала. Все вороны, видя свое отражение, реагировали так, как будто они сталкивались с другой вороной; птицы делали быстрые движения головой, поднимали свои хвосты и даже пытались атаковать отражение.

Главный исследователь Филипп Медина Родригез (Felipe S Medina Rodriguez) сообщил, что антагонистическая реакция ворон на их зеркальное отражение "не удивительна". Он объяснил, что животное обычно должно провести немало времени возле зеркала прежде, чем оно начнет демонстрировать понимание того, что это изображение его собственное.

Когда вороны отходили от зеркала и упускали из виду свое отражение, они часто начинали искать за зеркалом "другую" птицу. Исследователи думают, что подобное поведение птиц, вероятно, было вызвано недостатком опыта с зеркалами; аналогичные реакции были отмечены у младенцев приматов и двух летних детей.

Во второй части эксперимента, все же, было обнаружено немного удивительных сведений. Ученые разработали задачу с целью определить, смогут ли вороны использовать зеркала для нахождения кусочков мяса, которое было скрыто из прямого вида. Все вороны, принимавшие участие в эксперименте, проявили свое понимание того, как отражение мяса было связано с его позицией.

"Мы были удивлены тем, насколько быстро вороны учились использовать зеркальное отражение для нахождения спрятанной пищи" – рассказал главный исследователь. "Обычно, животному требуется больше времени для начала использования свойств зеркал, чтобы обнаружить доступ к невидимым объектам". Некоторые вороны были немного смышленей остальных, как отметили исследователи, и это различие свидетельствовало о том, что они не использовали свое обоняние, помогающее им отыскивать пищу.

Оригинал (на англ. языке): BBC   Перевод: М. Гончар