22/11/2011

Рождение знаменитой черной дыры

Впервые в истории астрономы создано полное описание черной дыры, материя в которой настолько плотна, что даже свет не может преодолеть ее чудовищную гравитационную силу. Беспрецедентно точные измерения позволили реконструировать историю этого объекта, начиная с момента его рождения около 6 миллионов лет назад.

С помощью нескольких телескопов, как наземных, так и орбитальных, ученые раскрыли вековые тайны объекта Лебедь X-1, знаменитой системы двойной звезды, являющейся источником сильного рентгеновского излучения, открытого полстолетия назад. Система состоит из черной дыры и звезды, из которой черная дыра получает вещество. Ученым удалось провести наиболее точные измерения массы и скорости вращения черной дыры в истории.

"Поскольку никакая другая информация не может выйти за пределы черной дыры, то ее масса, вращение и электрический заряд - это ее полное описание", - сказал Марк Рейд из Гарвард-Смитсониевского центра астрофизики. "Заряд этой черной дыры равен практически нулю, поэтому нам хватило измерения ее массы и вращения", - добавил он.

Хотя Лебедь Х-1 весьма интенсивно изучалась с момента своего открытия, предыдущие попытки оценить массу и вращение страдали от отсутствия точных данных о расстоянии до этого объекта от Земли. Команда Рейда сделала прямое тригонометрическое измерение расстояния посредством Антенной решётки со сверхдлинными базами (АРСБ) - системы радиотелескопом размером с континент, принадлежащей Национальной Радиоастрономической Обсерватории. Их наблюдения определили расстояние в 6070 световых лет, в то время как предыдущие измерения варьировались в пределах 5800-7800 световых лет.

Ученые определили, что черная дыры Лебедь Х-1 примерно в 15 раз массивней нашего Солнца и вращается со скоростью 800 раз в секунду.

"Эта новая информация позволяет узнать, как возникла эта черная дыра, сколько она весила и как быстро вращалась", - сказал Рейд. "Точное измерение расстояния было решающим", - добавил он.

Помимо измерения расстояния, наблюдения АРСБ, сделанные с 2009 по 2010 года, позволили определить скорость движения Лебедь Х-1 по нашей галактике. Это движения, по словам ученых, является слишком медленным для черной дыры, которая образовалась вследствие взрыва сверхновой. Подобный взрыв должен был придать этому объекту большую скорость.

В созвездии лебедя ученые обнаружили черную дыру