16/01/2009

Красная планета подает признаки жизни?

Марс сегодня - мир холодных и одиноких пустынь. Никаких очевидных признаков жизни, по крайней мере, на поверхности. Действительно, все выглядит так, будто Марс был холодным и сухим в течение миллиардов лет, а его атмосфера настолько тонка, что жидкая вода на поверхности быстро выкипает, как только ультрафиолетовая радиация солнца опаляет поверхность планеты.

Довольно безрадостная картина. Но исследование, изданное в Science Express, призвано перевернуть сложившееся мнение относительно безжизненности Красной планеты. Учеными NASA впервые подтверждено присутствие большого количества метана в атмосфере Марса, а это указывает на то, что Марс все еще жив в биологическом или в геологическом смысле.

Метан, будучи одним из важнейших продуктов жизнедеятельности живых организмов, является основным компонентом природного газа на Земле. Однако, жизнедеятельность - не основной источник метана. Геологические процессы, такие как вулканическая активность или окисление железа, также производят метан.

Если микроскопическая марсианская жизнь производит метан, она, вероятно, живет очень глубоко под поверхностью, где все еще достаточно тепла для существования воды в жидком виде. Жидкая вода, так же как источники энергии (радиация, например) и наличие углерода, необходима для всех известных форм жизни.

Метан, накопленный в таких подземных зонах, мог бы попадать в атмосферу через поры или трещины, открывающиеся во времена теплых сезонов, соединяя глубокие зоны с атмосферой в стенах кратеров или каньонах (смотрите анимацию на эту тему, ~2.3Мб).

Однако, возможно, что найденный в атмосфере Марса метан является продуктом геологической активности. На Земле образование окиси железа (ржавчины) приводит к выработке метана, и на Марсе этот процесс мог продолжаться, при помощи воды, углекислого газа и внутренней высокой температуры планеты. Другой возможный вариант - вулканическая активность. В настоящее время нет свидетельств об активных марсианских вулканах, однако древний метан, пойманный в "ледяные ловушки" (т.н. клатраты), мог бы теперь высвободиться и попасть в атмосферу.

Независимо от того, что же будущие исследования расскажут нам о природе обнаруженного метана (биологическая или геологическая активность), одно ясно точно: Марс не так уж и мертв, как мы до сих пор предполагали. Мы поведаем вам интересные новости из первых уст.

Оригинал (на англ. языке): Science.nasa.gov