14/12/2011

На небосводе появится самая яркая комета

Рекордно яркая комета C/2011 W3 (Lovejoy) должна появиться на небосводе в течение этой недели. Максимальной яркости комета достигнет ночью с 15 на 16 ноября, когда в принципе может стать ярче самых ярких из наблюдаемых планет. Произойдет уникальное событие в том случае, если комета не разрушится при приближении к Солнцу.

Обнаружил яркую планету 27 ноября астроном-любитель из Австралии Терри Лавджой. Сначала свое открытие астроном считал дефектом изображения на первых снимках, но яркая точка стала появляться и в последующие дни. Затем наблюдение Лавджоя подтвердили ученые из других обсерваторий, а уже 2 декабря Центром малых планет Международного союза астроном было объявлено об официальном открытии новой яркой кометы.

Ночью 16 декабря путь кометы C/2011 W3 (Lovejoy) будит пролегать на минимальном расстоянии от Солнца. Небесное тело пролетит в 186 тысячах километров от звезды, эта дистанция более чем в сто раз короче, чем расстояние от Солнца до первой планеты Меркурия. По мнению ученых, данная комета относится к семейству Крейца и группе комет «царапающих Солнце». Эту интересную группу еще в прошлом веке описал астроном Генрих Крейц.

В современной науке принято считать, что подобные кометы Крейца являются осколками разрушившейся две тысячи лет назад гигантской кометы. Ежедневно такие планеты пролетают у Солнца и разрушаются, но из-за незначительных размеров увидеть их практически невозможно. Понаблюдать за ними астрономам удается лишь в их «предсмертный час». Космическая солнечная лаборатория SOHO ежегодно открывает около тысячи подобных объектов.

Комету C/2011 W3 ученые прозвали «солнцегрызущей». За последние десятилетия это первая комета, которую удалось открыть с помощью наземных телескопов еще на пути к Солнцу. Ученые уже предполагают, что ее размеры могут во много раз превышать размеры ранее обнаруженных собратьев.

По словам сотрудника обсерватории Ка-Дар Станислава Короткого, подобные уникальные открытия не делались уже десятки лет, но и эта комета C/2011 W3, по его мнению, вероятнее не переживет столь близкого сближения с Солнцем. Яркость этой кометы в период сближения может достичь показателя звездной величины от -3 до -4, а, по мнению некоторых астрономов, и -5. Если сравнивать, то самой яркой планетой на небосводе сегодня считается Венера, показатель звездной величины которой достигает -3,9.

Наблюдение за уникально ярким небесным объектом будет затруднено в северном полушарии, а удобнее всего за кометой удастся проследить с помощью спутника STEREO и аппарата SOHO. Солнечная обсерватория STEREO-В уже взяла под наблюдение уникальную комету, в поле зрения SOHO объект окажется только вечером 13 декабря.

Статью подготовила Оксана Скрипко

Комета 67P/Чурюмова-Герасименко активно выделяет водный пар

Если бы каким-либо образом могли ловить водный пар, который выделяет комета 67P/Чурюмова-Герасименко, вы получали бы его в эквиваленте, равном двум стаканам воды, каждую секунду. Это больше, чем ожидали ученые. Таким образом, с такой скоростью комета могла бы наполнить олимпийский плавательный бассейн за 100 дней. Однако, по мере приближения к Солнцу, производство газа должно существенно возрасти. Благодаря Rosetta, у ученых есть

Комету Holmes можно увидеть без телескопа!

На этой неделе можно наблюдать самую настоящую комету невооруженным глазом! На прошлой неделе очень тусклая и далекая комета Holmes (17P/Holmes) внезапно вспыхнула и стала ярче в миллион раз в течение всего нескольких часов. Комета раздулась и изменилась в цвете, приведя в восторг наблюдателей по всему миру.

К Марсу приближается «комета века»

В следующем году возле Марса пролетят две кометы, частицы которых, как остерегаются ученые, могут нарушить работу искусственных спутников Марса. На орбите Красной планеты в настоящее время находятся три космических аппарата, которые смогут зафиксировать комету ISON. По мнению экспертов, ввиду своей необычайной яркости она будет видна с Земли. «Комета века", как ее прозвали ученые, должна уже в этом году приблизиться к Марсу. Кроме ISON , к планете движется космическое тело C/2013 A1. К Марсу оно приблизится, как ожидается, в 2014 году.