14/09/2011

Осенний крокус – источник нового лекарства от рака

Поиск более эффективных лекарств от рака привел на этот раз к открытию сильных лечебных свойств Осеннего крокуса (декоративного клубнелуковичного растения). Исследователи намерены вскоре начать клинические испытания с применением нового вещества извлеченного из цветка, которое способно бороться с опухолями. Лекарственное средство с названием колхицин доказало свою способность замедлять развитие и даже полностью "убивать" ряд разновидностей раков в экспериментах с мышами. Исследование было выделено на Британском Фестивале Науки в Бредфорде. Научно-исследовательская группа из Института Терапии Раковых заболеваний Университета Бредфорда, стоящая за открытием, опубликовала свою работу в журнале "Cancer Research".

Исконный британский Осенний крокус, еще известный под названием "шафран луговой" был зарегистрирован раннее как травяное лекарство от воспалений. Дело в том, что он содержит сильное химическое вещество колхицин, которое как известно, обладает медицинскими свойствами, включая противораковые свойства. Но колхицин токсичен для других тканей организма также как и для раковых опухолей, так что до настоящего времени использование его было ограничено.

Исследователи из Института Терапии Раковых заболеваний теперь изменили молекулу колхицина таким образом, что он неактивен в организме пока не достигнет опухоли. Добравшись до места назначения, химическое вещество становится активным, и посредством кровеносных сосудов поступая в опухоль, эффективно воздействуя на нее. Этот эффект создается благодаря энзимам, которые вырабатывают все опухоли, обычной функцией которых является повреждение нормальных клеток расположенных вокруг, позволяющее опухали распространяться дальше. К модифицированной молекуле колхицина добавили белок, который делает его безвредным. Но энзим опухоли удаляет белок из этого соединения. А колхицин затем активизируется, и начинается процесс разрушения кровеносных сосудов и постепенного уничтожения раковых клеток.

Поскольку энзим, который необходим для активизации токсичного колхицина производится только твердыми опухолями, теперь стало возможным эффективное лечение различных типов рака фактически без каких-либо побочных эффектов для остальной часть организма. Кроме того, так как лекарство будет активизироваться в месте образования энзима, механизм поставки вещества должен позволить лечение особенно проблематичных случаев метастаз, где рак распространяется со своего начального места.

Преклинические испытания на мышах показали удивительно успешные результаты. Всего одна доза колхицина дает этот замечательный эффект. Но если клинические испытания пройдут не менее успешно, исследователи верят, что это лекарство будет широко применяться наряду с уже существующими средствами, предназначенными для лечения всех типов рака. Исследователи надеются, что начальный этап клинического испытания будет проводится в Больнице Св. Джеймса в Лидсе в течение следующих 18 месяцев.

Пол Уоркмэн (Paul Workman), глава отделения раковой терапии в Институте Исследования Раковых заболеваний, назвал работу "интересным новым методом". "Проект находится еще на очень раннем этапе, но пока что его результаты на лабораторных моделях выглядят многообещающе" – сказал он. "Если эффективность метода будет подтверждена в более расширенных лабораторных исследованиях, лекарства, основанные в этом методе могли бы стать очень полезными в комплексном лечении различных типов раков".

Оригинал (на англ. языке): BBC  Перевод: М. Гончар