27/10/2015

Найдены две громадные звезды, «слившиеся в поцелуе»

Астрономы, работающие с Очень Большим Телескопом (Very Large Telescope, VLT) в Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory, ESO), Чили, открыли редкую пару звёзд, VFTS 352. Обе звезды имеют большие размеры, массу и входят в состав тесной бинарной системы с периодом обращения чуть больше одних земных суток.

Особенности именно этой пары звёзд в том, что они расположены настолько близко друг к другу (12 млн. км), что их поверхности перекрываются, и между ними образовалась перемычка из звёздной материи, составляющая примерно 30% из общей массы. Такое положение не может быть устойчивым слишком долго и астрономы предполагают, что в этой звёздной системе в скором времени произойдёт катаклизм, который отразится на окружающем звёзды пространстве. Рассматриваются разные сценарии эволюции этой тесной звёздной пары.

Например, две звезды могут слиться в одну сверхмассивную звезду и взорваться в виде сверхмассивной сверхновой. Второй сценарий подразумевает образование бинарной пары из двух чёрных дыр, возможность, которая известна астрономам лишь в теории. Тесная звёздная пара расположена в Туманности Тарантула (Tarantula Nebula) на расстоянии 160 000 световых лет от Земли.

Обе звезды относятся к звёздному классу O, их общая масса равна 57 массам Солнца, что означает, что это самая массивная бинарная звёздная система из известных на сегодняшний день. Обе звезды очень горячи, температура их поверхности порядка 40 000 градусов Цельсия (на поверхности Солнца — 6 000 градусов), что также является уникальным. Ещё более удивительным является то, что обе звезды, входящие в звёздную систему, имеют примерно одинаковые размеры и массу, что нечасто встречается в бинарных звёздных системах.

Обычно в бинарных системах у звезды звёздного класса O компаньон существенно меньше в размерах и массе. И когда в типичной звёздной паре звёзды сближаются до критического расстояния, материя из меньшей звезды начинает перетекать в бОльшую звезду, образуя аккреционный диск.

Чем опасны детские автомобильные кресла