08/11/2013

Создана технология безопасного редактирования генома человека

Исследователи из университета Berkley разработали новую технологию, которая позволила им с максимальной точностью восстанавливать любой участок человеческого генома, передает зарубежное издание The Independent. Новая методика использования генов, получившая название Crispr, сравнима с программой-редактором, которая призвана менять отдельные буквы в книге, не допуская при этом орфографических ошибок. Теперь любой участок ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) во всех 46 хромосомах человека можно будет изменить, не провоцируя развитие генных мутаций.

Один из нобелевских лауреатов назвал этот прорыв в генетике «ошеломительным». Технология, вызвавшая горячий интерес учёных со всех уголков мира, позволит качественно осуществлять «редактирование» генома всех живых организмов.

Возможно, в скором будущем открытие пригодится для борьбы с вирусом иммунодефицита человека, который вызывает СПИД, или же для исправления таких генетических нарушений, как, например, болезнь Хантингтона. Кроме того, станет возможным устранение генетических дефектов у зародышей, созданных путём вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО.

До сих пор генная терапия была основана на крайне неточном методе «склеивания» генома посредством специально модифицированных вирусов, внедряющих фрагменты ДНК в геном, иногда делая это неправильно, а это создаёт определенный риск для пациентов.

CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats), согласно информации, представленной в Wikipedia, — является прямыми повторами, обнаруженными в ДНК бактерий. Длина этих повторов составляет от 24 до 48 пар нуклеотидов. Главное их предназначение – помогать бактериям противостоять действию вирусов-бактериофагов. Ученым из США удалось доказать в прошлом году, что Crispr можно направить практически на любой участок генома, причем не только у бактерий, но также у растений, животных и даже человека.

Разнообразие пород собак обусловлено всего несколькими генами