25/01/2013

Ученые нашли новый метод защиты клеток от ВИЧ

Молекулярные биологи из Стэнфордского университета во главе с Мэтью Портэсом разработали генную терапию, позволяющую некоторые иммунные клетки делать неуязвимыми для ВИЧ. В перспективе новая терапия позволит защитить человека от заражения СПИДом и сопутствующими ему инфекциями.

Ученые изучали мутации в генах CXCR4 и CCR5, наличие которые делает некоторых людей неуязвимыми к заражению вирусом иммунодефицита человека. Биологам удалось выделить фрагменты ДНК, несущие ключевые участки этих мутантные генов, и встроить их в специально созданный ретровирус.

При попадании в организм этот ретровирус проникает в кроветворные ткани и клетки иммунной системы и заменяет нормальные гены CCR5 и CXCR4 на их копии с мутацией, неуязвимые для вируса ВИЧ. Более того, он снабжает ген CCR5 одни или двумя дополнительными генами, в которых имеются инструкции по сборке белков, не позволяющих вирусу «разгуляться» в организме.

Американские исследователи вырастили несколько популяций иммунных клеток, которые они обработали разными вариантами ретровируса с одним или двумя дополнительными генами. Портэс отмечает, что после замены генов CCR5 и CXCR4 и добавления двух дополнительных участков ДНК Т-лимфоциты, являющиеся главной жертвой вируса иммунодефицита, стали практически неуязвимыми для этой инфекции. В различных условиях стойкость Т-лимфоцитов к заражению после генной терапии возрастала в 1200-1700 раз.

Биологи отмечают, что пока разработанную ими терапию нельзя применять в медицинских целях, та как неизвестно, безопасен ли ретровирус для человека. Вполне возможно, что он будет проникать не только в иммунные, но и в другие типы клеток, вызывая рак или другие болезни.

Исследователи собираются проверить, насколько эффективен предложенные ими метод лечения и какие побочные эффекты он имеет, на иммунных клетках, полученных из крови зараженных СПИДом. Если эксперименты пройдут успешно, то Портэс с коллегами перейдут к тестированию новой терапии на животных. По словам ученых, при удачном стечении обстоятельств через 3-5 лет начнутся клинические испытания созданного ими препарата.

Иммунные клетки передвигаются по организму подобно скалолазам

Как известно, первыми к очагу инфекции устремляются нейтрофилы. Наличие мембранных выростов позволяет им самостоятельно амебоидными движениями “доползать” до патогена. Однако чтобы добраться до пораженных тканей, им сначала надо выбраться из сосуда, по которому непрерывно течет кровь и сносит их. На поверхности нейтрофила, пытающегося остановиться, создается напряжение в 2 дин/см?. Результаты опытов ученых из Калифорнийского университета и Института иммунологии и аллергии свидетельствуют

Первая реакция на ВИЧ: Воспалительное разрушение кишечника

Исследователи Калифорнийского университета в Дэвисе сделали удивительное открытие о первом ответе организма на ВИЧ-инфекцию. Изучая вирус иммунодефицита обезьян (ВИО), ученые обнаружили, что специализированные клетки в кишечнике под названием Панет-клетки, которые первые реагируют на вирусную инфекцию, являются источником воспаления в кишечнике, производя цитокин интерлейкина-1 бета (IL-1?).

Почему корь распространяется так быстро?

Исследователи Клиники Майо выяснили, почему корь, которая является, пожалуй, наиболее заразным вирусным заболеванием в мире, так быстро распространяется среди людей. Вирус поражает трахею человека, вызывая тем самым кашель, который заражает воздух частицами готовыми поразить следующего человека. Новые сведения могут также помочь в борьбе с такими типами смертельного заболевания, как рак яичников, рак груди и рак легких. Сведения, опубликованные в он-лайн версии ноябрьского выпуска журнала "Nature".