07/11/2011

Почему корь распространяется так быстро?

Исследователи Клиники Майо выяснили, почему корь, которая является, пожалуй, наиболее заразным вирусным заболеванием в мире, так быстро распространяется среди людей. Вирус поражает трахею человека, вызывая тем самым кашель, который заражает воздух частицами готовыми поразить следующего человека. Новые сведения могут также помочь в борьбе с такими типами смертельного заболевания, как рак яичников, рак груди и рак легких.

Сведения, опубликованные в он-лайн версии ноябрьского выпуска журнала "Nature", помогли исследователям лучше понять, почему некоторые вирусы респиративного характера распространяются намного быстрее, чем остальные. Они обнаружили, что вирус кори, находясь в организме человека, использует специальный белок (названный nectin-4), чтобы заражать и затем покидать наиболее уязвимые области, расположенные в горле, распространяясь по всему организму.

Несмотря на то, что ученые давно разработали вакцину от кори, вирус продолжает поражать более 10 миллионов детей каждый год и уносит жизни около 120 тысяч из них во всем мире. В течение последних лет распространение вируса значительно возросло из-за того, что большинство людей не прививаются, поэтому корь продолжает оставаться острой проблемой здравоохранения в Соединенных Штатах Америки.

Но почему же все-таки вирус кори является более заразным чем остальные вирусы респиративного характера?

"Вирус кори разработал стратегию с дьявольской изящностью" – сообщил Роберто Каттанео (Roberto Cattaneo), кандидат наук, главный исследователь анализа и молекулярный биолог из Клиники Майо. "Вирус сначала атакует иммунные клетки, патрулирующие легкие, чтобы попасть в человека. Затем он проникает в другие иммунные клетки, расположенные по всему организму. Тем не менее, зараженные иммунные клетки доставляют свой "груз" в виде вируса специально в те клетки, которые выражают белок nectin-4, новый рецептор вируса. Примечательно то, что эти, клетки выделяемые белком, расположены в трахее. Таким образом, вирус исходит из организма человека именно оттуда, откуда легче распространить инфекцию при кашле".

Исследователи попутно были поражены другим аспектом поученных сведений.

Nectin-4 является биомаркером нескольких типов рака как, например, рак яичников, рак груди и рак легких. Исследователи Клиники Майо планируют провести клинические испытания, в которых вирус кори и другие вирусы будут использоваться для борьбы с раком, включая такие типы заболевания, как рак яичников, глиома и миелома, над которыми в настоящий момент уже проводятся испытания.

Поскольку вирус кори активно борется с белком nectin-4, терапия, основанная на данном вирусе, может быть более успешной в случае пациентов, у которых раковые клетки выделяют nectin-4. Многие исследователи считают, что модифицированные вирусы могли бы стать менее токсичной альтернативой химиотерапии и облучению, которые традиционно применяют при лечении рака.

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily  Перевод: М. Гончар