07/02/2024

Телескоп Джеймса Уэбба обнаруживает две экзопланеты, вращающиеся вокруг мертвых звёзд

"Это наш первый шанс увидеть, как выглядит планетная система после смерти её звезды." Телескоп Джеймса Уэбба (JWST) уже доказал свою способность заглядывать в прошлое, изучая объекты на огромных расстояниях. Но новое открытие позволяет этому мощному инструменту взглянуть в далекое будущее Солнечной системы. JWST совершил это открытие, возможно, напрямую обнаружив две экзопланеты, вращающиеся вокруг двух разных мертвых звёзд, или "белых карликов". Эти планеты сильно напоминают газовые гиганты Солнечной системы - Юпитер и Сатурн, а белые карлики являются аналогами будущего Солнца.

Когда Солнце превратится в белого карлика, это изменение, скорее всего, уничтожит планеты внутренней Солнечной системы до Юпитера включительно. "Очень мало планет было обнаружено вокруг белых карликов. Что необычно в этих двух кандидатах в планеты, так это то, что они больше похожи на планеты нашей внешней Солнечной системы по температуре, возрасту, массе и орбитальному разделению, чем любые ранее найденные планеты," - сказала Сьюзан Маллэли, ведущий автор исследования и астроном из Космического телескопического научного института.

Снимок нашего будущего Кандидаты в планеты были напрямую наблюдаемы средним инфракрасным инструментом JWST (MIRI) на орбите белых карликов WD 1202-232 и WD 2105-82. Одна из кандидаток находится на расстоянии от своего белого карлика, равном примерно 11,5 раз расстоянию между Землёй и Солнцем. Другой кандидат находится дальше от своего мертвого звёздного родителя, на расстоянии около 34,5 раз большем, чем между нашей планетой и звездой. Массы планет пока неизвестны, Маллэли и коллеги оценивают их между 1 и 7 раз массы Юпитера - самой массивной планеты в Солнечной системе.

Когда Солнце исчерпает свой топливный запас для ядерных реакций в своём ядре примерно через 5 миллиардов лет, оно раздуется, превратившись в красного гиганта. Однако ядерный синтез будет продолжаться в его внешних слоях. Это приведет к тому, что внешние слои нашей звезды расширятся до множества раз, поглотив Меркурий, Венеру, Землю и, возможно, сам Марс. В конечном итоге эти внешние слои остынут, оставив тлеющее звёздное ядро, теперь уже белый карлик, окруженное планетарной туманностью из истощенного звёздного вещества.

Однако обнаружение этих экзопланет намекает на то, что может произойти с планетами за пределами Марса, с газовыми гигантами Юпитером и Сатурном, когда Солнце умрёт. "Наше Солнце, как ожидается, превратится в белого карлика через 5 миллиардов лет," сказала Маллэли. "Мы ожидаем, что планеты будут уходить на более широкие орбиты после смерти звезды. Так что, если отмотать время назад для этих кандидатов в планеты, можно предположить, что их орбитальное разделение было похоже на Юпитер и Сатурн. "Если нам удастся подтвердить существование этих планет, они предоставят прямые доказательства того, что планеты, подобные Юпитеру и Сатурну, могут пережить смерть своей звезды-хозяина."

Ученые разработали новые климатические модели для экзопланет