29/07/2011

Причудливая карликовая планета, окутанная льдом

Радиоактивность и собственная сила тяжести могут быть причиной того, что странная карликовая планета, известная как Хаумеа и ее спутники неожиданно оказались покрыты кристаллическим льдом, сияющим в космическом пространстве, как предполагают исследователи.

Хаумеа, названная так в честь гавайской богини деторождения, вращается вокруг Солнца за орбитой Нептуна с двумя спутниками назваными Хииака и Намака, именуемых также в честь дочерей божества.

Хаумеа – это мир причудливой карликовой планеты сформированной в виде сигары или веретена, длина которой достигает около 1200 миль (2000 километров), а одно ее полное вращение совершается менее чем за четыре часа. Это одна из самых больших скоростей вращения в солнечной системе, что и придает Хаумее удлиненную форму.

Теперь, к своему удивлению, международная научно-исследовательская группа обнаружила, что 75 процентов поверхности Хаумеи покрыто кристаллическим водяным льдом. "Кристаллический лед – это то, что мы все видим каждый день в своих холодильниках – молекулы воды, скопившиеся на пространственных решетках" – сообщил Бенуа Кэрри (Benoit Carry) исследователь и астроном из Европейского Центра Космической Астрономии в Мадриде агентству SPACE.com.

Кроме того, наблюдения из самого Большого Телескопа (VLT) в Европейской Южной Обсерватории в Чили показывают, что 100 процентов 400-километрового спутника Хаумеи Хииакак покрыто кристаллическим льдом. То же самое может происходить и с другим 200-километровым спутником – Намака, хотя ученым пока еще не удалось достаточно хорошо разглядеть его, чтобы подтвердить эти предположения.

Исследователи ожидали, что вместо кристаллического льда Хаумеа будет окутана аморфным льдом, где молекулы воды расположены беспорядочно. Несмотря на то, что карликовая планета примерно в 2000 раз меньше солнечного света, чем Земля, предполагалось, что ультрафиолетового излучения в этом свете было достаточно для уничтожения любых кристаллических ледяных структур на Хаумее в течение миллионов лет.

"Поскольку солнечное излучение постоянно уничтожает кристаллическую структуру льда на поверхности, необходимо, чтобы энергетические источники держали их организовано" – сказал Кэрри. Эта энергия, вероятно, исходит от таких радиоактивных элементов, находящихся в Хаумее, как например, калий-40, торий-232 и уран-238, а также приблизительно одинакового количества тепла сгенерированного приливными гравитационными силами Хаумеи и спутниками, оказывающих друг на друга давление, как выяснили исследователи.

Эти сведения проливают свет на силы, которые формируют загадочные объекты в поясе Койпера за орбитой Нептуна. "Мы знаем только около 2000 таких объектов" – сообщил Кэрри. "Наши сведения обеспечивают объяснение присутствию кристаллического водяного льда, что дает больше важной информации о процессах эволюции".

Загадочное темное пятно красноватого цвета на поверхности Хаумеи, которое контрастирует с белым цветом остальной части карликовой планеты, может фактически "быть более богатым источником кристаллического водяного льда, чем остальная часть поверхности" – отметил астроном Педро Ласерда (Pedro Lacerda) из Королевского Университета Белфаста, который не принимал участие в этом анализе. Он также отметил, что это обесцвеченное пятно может являться следствием какого-нибудь облученного минерала или органического материала.

Ученые описали подробно свои сведения в журнале "Astronomy & Astrophysics".

Оригинал (на англ. языке): LiveScience   Перевод: М. Гончар