24/08/2021

Трепанация в древности проводилась не только для лечения

Трепанация черепа – одна из сложнейших хирургических операций, которые проводятся сегодня. В то же время это одна из самых древних врачебных практик. В разных уголках Земли археологи находят черепа возрастом 5-7 тыс. лет с отверстиями от инструмента.

С какой целью люди глубокой древности применяли данную операцию? Ответ дают научные сотрудники Института археологии РАН и члены международной археологической экспедиции. Три года назад в Крыму были найдены останки скифского мужчины в возрасте 20-29 лет. Предметы, захороненные в могиле III тысячелетия до н.э., указывали на его высокий социальный статус.

На своде черепа четко сохранились следы обширной трепанации, проведенной с ювелирной точностью. Древний врачеватель выскоблил участок кости размером около 6 см в длину и при этом оставил костную пластинку толщиной менее 1 мм, которая защитила мозг и кровеносные сосуды. Органические следы на внутренней стороне черепа четко указывали на воспалительные процессы.

Следовательно, данная процедура была проведена в терапевтических целях. В то же время российско-немецкая команда археологов на юге России обнаружила несколько десятков черепов с абсолютно одинаковыми отверстиями посередине затылка, также выполненными с филигранной точностью. Все отверстия были в форме правильного овала, ширина которого составляла 2,5 – 4,5 см. Никаких признаков инфекций или травм внутри черепов не было, следовательно, трепанация не являлась лечебной процедурой.

Аналогичные черепабыли найдены и на территории современной Франции и Венгрии. Исследователи предположили, что трепанация была своего рода меткой, которая указывала на принадлежность к высшим слоям общества или шаманам.

Об этом говорят и атрибуты, оставленные в могилах трепанированных людей. Окончательный вывод эксперты сделают после полного анализа всех найденных могил, но уже сегодня ясно одно: хирургические вмешательства в древности проводились не только в медицинских целях.

На комету впервые приземлился зонд

Позади тяжелые часы ожидания. Наконец, подтверждено, что зонд успешное достиг кометы 67P. На Землю оповещение прислал находящийся на орбите аппарат Розетта. Сигнал приняли одновременно наземные станции Европейского космического агентства >и NASA. Он мгновенно подтвержден был SOC (Дармштадт) и DLR - центром управления в Кёльне. Центром управления миссией Philae Science уже получены даже от зонда первые данные.

Три загадочные пирамиды обнаружены в Антарктиде