18/08/2014

Тени Сатурна

Идея, что планеты отбрасывают тени в чернильной темноте космоса, может показаться странной, но на самом деле это весьма распространенное явление. Земная тень покрывает Луну во время лунного затмения, а спутники Юритера отбрасывают маленькие тени на родительскую планету.

Лучшее место в Солнечной системе для наблюдения красивых и удивительных теней — это Сатурн. 1 июля международная миссия "Кассини” празднует десятилетие изучения Сатурна, его колец и спутников. Это научное свершение позволило получить не только неоценимые научные данные, но и великолепные изображения, подобные этому.

Проплывающий на переднем плане, крохотный и безмятежный, – ледяной спутник Сатурна Мимас. Голубой фон, который на первый взгляд можно принять за знаменитые впечатляющие кольца газового гиганта: с бледными и темными областями, разделенные длинными чернильными полосами. Но в действительности это северное полушарие самого Сатурна. Темные полосы, пересекающие кадр – это тени, отбрасываемые кольцами на планету.

Хотя мы обычно не ассоциируем синий цвет с Сатурном, когда "Кассини” прибыл к планете, самые северные области были наряжены именно в деликатную синеватую палитру, показанную на изображении. Поскольку эта часть Сатурна достаточно безоблачна, рассеяние на молекулах заставляет солнечный свет проходить более длинный путь в атмосфере. Свет в основном рассеивается на коротких – более синих – частотах. Из-за этого же явления небо на Земле выглядит для нас голубым.

Сезонные изменения, произошедшие в течение нескольких лет с тех пор, как была сделана эта фотография, превратило синеву в более привычный для Сатурна золотистый оттенок. Противоположный процесс протекает на юге, которые постепенно синеет.

Снимок скомбинирован из инфракрасных, оптических и ультрафиолетовых изображений, сделанных узкоугольной камерой "Кассини” 18 января 2005 года. Цветовая палитра очень близко соответствуют тому, как бы эта сцена выглядела для невооруженного глаза.

Миссия "Кассини-Гюйгенса” является совместным проектом НАСА, ЕКА и Итальянского космического агенства.

Изображение впервые было опубликовано на сайте НАСА в 2005 году.

NASA опубликовало снимки дождя на Титане