18/01/2013

Во время беременности эмбрион должен видеть свет

Стекловидное тело глаз эмбриона пронизано сосудами, питающими созревающую сетчатку. В процессе развития эмбриона эти сосуды исчезают, иначе они сильно мешали бы зрению. Однако если во время беременности глаза эмбриона не видели света, то кровеносные сосуды не исчезнут из стекловидного тела, и ребенок родится с дефектами зрения. К такому выводу пришли исследователи из Детской больницы при Медцентре Цинциннати и Калифорнийского университета.

Раньше считалось, что нормальное развитие глаза невозможно без света, но после рождения. Однако в ходе недавнего исследования выяснилось, что зародыш нуждается в свете и во время внутриутробного развития. Ученые отмечают, что свет действует непосредственно через тело. Хотя оно непроницаемо для солнечных лучей, но все равно часть света, путь и совсем небольшая, проникает внутрь и воспринимается глазом эмбриона. И такой маленькой части вполне достаточно для нормального формирования глаз ребенка.

В результате экспериментов на мышах ученые установили, что под воздействием света в глазах эмбриона активируется белок меланопсин, имеющийся и у людей. Считается, что регуляция суточного ритма осуществляется с участием этого белка. Однако со стопроцентной уверенностью заявлять, что такой же эффект при отсутствии света в эмбриональный период наблюдается и у человека, утверждать нельзя.

Следует отметить, что случаи рождения детей с патологиями сетчатки, связанными с аномально разросшимися сосудами глаз, случаются нередко. Вполне может быть, что такие дефекты не всегда обусловлены генетическими причинами, и для их предотвращения необходимо просто обеспечить зародыш достаточным количеством света. Однако пока полученные результаты имеют, скорее, фундаментальное, нежели практическое значение.