10/10/2012

Планетологи представили полную геологическую карту Венеры

Российскими и американскими планетологами была впервые разработана полноценная геологическая карта Венеры. Презентация ее прошла в рамках третьего московского симпозиума по солнечной системе, который проходил в Институте космических исследований (ИКИ) РАН.

«Карта нам помогла узнать о существовании в геологической жизни Венеры двух периодов — тектонический и позднее сменивший его вулканический. Согласно нашим расчетам, возраст „утренней звезды“ не велик — породам на поверхности планеты примерно 500 миллионов лет», — сообщил Михаил Иванов, один из авторов карты, из Института геохимии имени Вернадского (ГЕОХИ).

Михаил Иванов в сотрудничестве с американским коллегой Джеймсом Хэндом из университета Брауна (США) разработали модель геологической карты Венеры с помощью снимков, полученных американским зондом Magellan в 1990-1994 годах, в период его работы на орбите второй по счету планеты Солнечной системы.

Первые результаты работы были представлены Ивановым и его коллегами еще в 2010 году, однако ее завершение и анализ всех результатов потребовал два дополнительных года.

Составив карту, ученые выполнили анализ структуры поверхности «утренней звезды». Выяснилось, что поверхность Венеры разделена на два неравных участка, образовавшихся в результате вулканических процессов и действий тектонических плит. По их словам, формы рельефа вулканического происхождения занимают большую часть площади всей планеты. Подавляющее количество тектонических форм расположено на возвышенностях, а также в горных участках поверхности, тогда как вулканические области находятся в низинах и на равнинах.

Так, например, щитовые равнины – наиболее древние вулканические образования –занимают до 18% всей площади Венеры, сравнительно молодые вулканические равнины —около 40%, а самые молодые равнины или «дольчатые» равнины занимают 6%.

Геологи, проделав анализ положения и структуры вулканических форм рельефа, заключили, что они сформировались «поверх» тектонических форм уже существующих на поверхности Венеры. Средний возраст пород не превышает 500 миллионов, что говорит об относительной юности планеты.

Это также указывает на то, что вулканы на Венере стали активными после того, как ослабились и остановились тектонические процессы. Авторы работы полагают, что такой переход обусловлен особенностями процесса охлаждения ядра планеты. Согласно их сведениям, данный вывод поможет другим геологам лучше понять существующие модели многолетнего развития и формирования Венеры.

Гигантское пылевое кольцо нашли около Венеры

Загадочное кольцо, состоящее из пыли было обнаружено учеными у орбиты Венеры. В Солнечной системе это уже вторая находка подобного рода, сообщает агентство NBC. Плотность светящегося кольца диаметром около 220 млн км светится больше всего на 10%, чем вещество, составляющее межпланетное пространство. Ученые подозревали и раньше о существовании этого космического объекта. Еще советские зонды "Венера 9" и "Венера 10" зафиксировали его следы в 1970-х гг., но доказать наличие кольца тогда не представилось возможным. Подтверждения ученые получили

GEER поможет смоделировать атмосферы планет

У ученых, заинтересованных в изучении Венеры, а также других экстремальных мест в Солнечной системе, в настоящее время появилась возможность, помимо дорогих, одноразовых космических миссий, заниматься исследованиями на новом научно-исследовательском инструменте GEER, расположенном в штате Огайо, который в точности может повторить температурные и химические особенности атмосфер других планет.

Россия и США готовят совместную миссию к Венере