23/08/2012

Дети зрелых отцов подвергаются повышенному числу мутаций

Позднее зачатие детей сказывается негативно на здоровье потомства – таким образом, повышение на один год возраста отца сопровождается в среднем появлением двух вредных мутаций непосредственно в геноме их потомков.

Сейчас нет единого мнения, вызывает ли какие-либо позитивные или негативные последствия для человеческого здоровья позднее зачатие детей. Однако многие биологи больше считают, что качество всех "строительных материалов" - яйцеклеток и сперматозоидов - с возрастом неуклонно ухудшается.

Группа ученых с руководителем Августином Конгом, Институт генетики deCODE, Рейкъявик, предоставила все аргумент в пользу данный гипотезы, сравнив количество мутаций в геномах матерей, отцов, новорожденных в 78 семьях Исландии.

Биологи собирали образцы у родителей и ребенка их ДНК, секвенировали и сравнили их, выделяя мутацию в геноме младенца, отсутствующую у его матери и отца.

Геном каждого ребенка, в среднем, содержал 60 мутаций, которые отсутствуют у его родителей. Это, с одной стороны, подтвердило данные, которые были получены в других исследованиях,  с другой же - противоречило им. Выражалось это в том, что количество мутаций случайным не было - оно зависело непосредственно  от возраста отца данного младенца.

Молодые двадцатилетние папы, в частности, передавали потомкам только 25 новых мутаций, когда младенцы, зачатые мужчинами 40 лет, содержали в геноме примерно 65 аномалий. Вторая половина семейства при этом не влияла практически на генетическое "здоровье" ребенка – матери, в среднем, младенцам передавали по 15 мутаций независимо от возраста.

Следовательно, увеличение на один год возраста отца сопровождается появлением новых двух мутаций в геноме ребенка. Учитывая, что приблизительно 10% из подобных мутаций влияют негативно на работу измененных генов, то последовательное накопление в геноме аномалий на протяжении нескольких поколений приведет к серьезным последствиям.

Как ученые объясняют, исключительная роль отца именно в генетическом здоровье потомства объясняется отличиями в происхождении сперматозоидов и яйцеклеток. Половые клетки женщин формируются до рождения обладательницы, и новые яйцеклетки в детстве, а также во взрослой жизни не появляются.

С иной стороны, сперматозоиды обновляются непрерывно в ходе всего цикла сперматогенеза, чья длительность составляет лишь два месяца. По мере старения качество исходного материала непосредственно для сперматозоидов мужчины - клеток-сперматогоний - непрерывно ухудшается, а это и может объяснить высокое число мутаций у потомства мужчин зрелого возраста.

По словам ученых, открытие их указывает на необходимость пересмотра определенных базовых положений в геномике. В основном, скорость накопления мутаций нельзя рассматривать теперь как какое-то постоянное значение для той либо иной популяции, при этом, не учитывая колебания внутри таких групп в среднем возрасте "отцовства".

Люди эволюционировали намного медленнее, чем предполагалось