07/03/2012

Стволовые клетки восстанавливают поврежденную роговицу глаза

Иногда для пациентов, стремительно теряющих зрение, единственным шансом чтобы совсем не ослепнуть становится только пересадка новой роговицы, однако донорской роговицы приходится ждать порой очень долго. Ученым из Салгренской Академии в Швеции (The Sahlgrenska Academy) впервые с успехом удалось культивировать из стволовых клеток человеческую роговицу, что в будущем поможет избежать необходимости в долгом ожидании донорской передней части глазного яблока.

Приблизительно 500 операций по пересадке роговицы выполняется в Швеции каждый год, и около 100000 – во всем мире. Поврежденная и мутная роговица, которая становится причиной слепоты пациентов, заменяется здоровой и прозрачной. Но процедура трансплантации требует обязательного наличия донорской роговой оболочки, которая является очень редким материалом. Эта проблема особенно ощущается в странах, где религиозные или политические взгляды общественности часто препятствуют использованию донорского материала.

Ученые из Салгренской Академии Университета Гетеборга (University of Gothenburg) сделали первый шаг на пути к освоению метода, позволяющего заменить донорские роговицы роговыми оболочками глаза, выращенными из стволовых клеток.

Исследователи Шарль Хэнсон (Charles Hanson) и Улф Стеневи (Ulf Stenevi) использовали в своей работе дефектные роговицы полученные из клиники офтальмологии Университетской больницы Сальгренска в Молндале. Их анализ был опубликован в научном журнале Acta Ophthalmologica и показал, как человеческие стволовые клетки можно превратить в то, что называется "эпителиальными клетками" после 16-дневного культивирования в лабораторных условиях и дальнейшего 6-дневного выращивания их в роговице глаза. Именно эпителиальные клетки обеспечивают прозрачность роговицы, необходимую для поддержания нормального зрения.

"Аналогичные эксперименты были проведены на животных, но это первое исследование, в котором стволовые клетки были выращены в поврежденных человеческих роговицах. Это означает, что сделан первый шаг на пути к возможности использовать стволовые клетки для лечения поврежденной роговицы", как подчеркнул Чарльз Хэнсон.

"Если все испытания пройдут успешно, и мы сможем применять с легкостью данный метод, доступность материала для пациентов, которым необходима новая роговица станет в сущности неограниченной. Кроме того, сама хирургическая процедура и процесс реабилитации станут также более упрощенными" – отметил Улф Стеневи.

В настоящее время всего несколько клиник в мире осуществляют операции по пересадке роговицы. Большинство подобных операций выполняется, как правило, в Швеции, в клинике офтальмологии в Университетской больницы Сальгренска, отделении офтальмологии.

Ученые нашли способ омолодить мозг

В сентябре сразу два открытия ученых подтвердили огромное влияние состояния кишечника на работу мозга. Во-первых, было доказано, что в некоторых случаях болезнь Альцгеймера начинается в ЖКТ и лишь со временем поражает мозг. Следовательно, заболевание можно купировать до начала необратимых изменений в работе нервной системы. Второе открытие принадлежит микробиологам из Великобритании. Исследователи нашли действенный способ борьбы

Аэрозоль с частицами кожи поможет при трофических язвах

Американская компания Healthpoint Biotherapeutics создала аэрозоль с содержанием частиц эпидермиса для наружного использования, который опробовали в лечении 228 пациентов с трофическим заболеванием конечностей. Итоги исследований этого средства, состоящего из клеток доноров и проакцелерина, были обнародованы в августе в The Lancet. В процессе исследований воздействия аэрозоля на кожу установили, что наилучшего результата можно достигнуть, обрабатывая трофические раны раз в день на протяжении 14 дней.

Трансплантация стволовых клеток