10/12/2011

Сильное землетрясение в Японии образовало трещины на дне океана

Страшное стихийное бедствие, обрушившееся в марте 2011 года на берег Японии, стало причиной образования глубокой расщелины шириной 3 метра на дне океана, как показало новое исследование японских ученых. Большая трещина легла шрамом на дно океана, где обитают только мирные моллюски, согласно сведениям Такеши Тсужи (Takeshi Tsuji), исследователя из Университета Киото в Японии.

Наряду с сейсмическими исследованиями, расщелины, были обнаружены при помощи погружения на дно океана техники с ручным управлением, которая, исследуя его после землетрясения, показывала, как земная кора растянулась и потрескалась вокруг эпицентра подземных толчков.

У Тсужи и его коллег была уникальная возможность увидеть, какие изменения произошли на дне океана после сильного землетрясения мощностью в 9 баллов, которое случилось 11 марта этого года. Перед землетрясением исследователи сделали видео и фотосъемку океанского дна с континентальной стороны Японского Рва, около места, где позднее земная кора была разломлена, сгенерировав огромное сокрушительное цунами, которое унесло жизни около 20000 человек.

На видео кадрах можно было увидеть тихое дно океана, спокойствие которого иногда нарушалось лишь случайными постелями моллюсками, как сообщил Тсужи в этом месяце на ежегодном собрании Американского геофизического союза (AGU). После землетрясения, тем не менее, на морском дне были замечены следы сильных изменений, последствия действий огромных природных сил.

Приблизительно на 3200-5350 метров ниже поверхности океана, исследователи обнаружили открытые расщелины во "многих местах", как сообщил Тсужи. Длина трещин варьировала примерно от 1 до 3 метров, а их глубину исследователям пока не удалось измерить.

Объединив свои прямые наблюдения с сейсмическими исследованиями океанского дна, исследователи открыли серию сложных дефектов, расположенных вокруг зоны, где континентальная кора берега Японии находится под давлением тектонической плиты Тихого океана. Они обнаружили, что когда кора треснула на глубине примерно 20 километров ниже планетарной поверхности, этот процесс был достаточно мощным, для образования расщелин на поверхности. Этот разлом вытолкнул большой участок дна океана, что в свою очередь инициировало огромное цунами, которое опустошило берег Японии.

Тем временем, область земной коры, где произошло землетрясение, была не только вытолкнута наружу, но и растянута горизонтально подобно аккордеону, как отметил Тсужи. Это объясняет причину образования расщелин, появившихся в результате растяжения земной коры.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience