23/11/2011

Раскрыт секрет работы парацетамола

Группа международных ученых смогла открыть механизм обезболивания парацетамола. Это открытие должно поспособствовать созданию новых более эффективных и значительно более безопасных медикаментов анальгетического действия.

Как сообщает EurekAlert, ученые Королевского колледжа в Лондоне и Лундонского швейцарского университета провели совместные многообещающие исследования, по результатам которых и было раскрыто, как парацетамол снимает боль в организме. Все эксперименты ученые проводили на лабораторных мышах. В ряде экспериментов участвовали две группы грызунов: обычные мыши и специально выведенные, в организме которых отсутствовал белок TRPA1. Этот белок в живом организме кодирует ген с таким же названием. На клеточном уровне указанный белок формирует одну из разновидностей ионных каналов мембраны некоторых клеток, к которым относятся также и нервные клетки.

В ходе эксперимента измерялось время, потребовавшееся подопытным грызунам, чтобы ощутить боль и отдернуть от горячей поверхности свою лапу. Перед экспериментом обоим группам мышей вводили одинаковую дозу парацетамола. В результате обычные грызуны терпели обжигающую боль дольше, чем мыши с модифицированным геном TRPA1.

В организме сложное вещество парацетамола трансформируется под воздействием естественных биологических процессов. Продукт такой биологической трансформации N-ацетил-п-бензохинон имин начинает активно взаимодействовать с уже упомянутым выше белком TRPA1. Результатом такого взаимодействия становится затрудненное движение болевых импульсов по нервным токам.

Частый прием парацетамола, как выяснили ученые, ведет к тому, что вещество N-ацетил-п-бензохинон имин начинает накапливаться в печени и действует на орган как сильный токсин. Раскрытие секрета анальгетического действия парацетамола позволит в будущем ученым разработать более совершенные обезболивающие. У современных анальгетиков эффективность должна быть намного выше, а токсическое влияние на организм сведено к нулю. Пока ученые советуют не увлекаться приемом парацетамола и искать причину болезненных ощущений, а не стараться снять ее следствие.

Парацетамол же, не смотря на токсичность, продолжают продавать в аптеках без рецепта врача, не ограничивая доступ не просвещенных пациентов к опасному медикаменту.

Определена роль кофеина в снижении выраженности болей