25/05/2011

Ученым удалось вырастить важные клетки мозга в лаборатории

Наиболее распространенные клетки мозга, называемые астроцитами, часто обделены вниманием ученых по сравнению со своим собратом, нейроном. Исследователи, наконец, осознали в полной мере их значимость, и им впервые удалось вырастить эти "капризные" клетки в лабораторных условиях.

"Совсем немного внимания было уделено этим клеткам, поскольку человеческие астроциты до сих пор было достаточно сложно добыть и вырастить" – отметил исследователь Су-Чан Занг (Su-Chun Zhang) из Университета Висконсин-Мэдисон. "Но мы вскоре сможем создавать миллиарды или триллионы таких клеток из единственной стволовой клетки".

Астроциты – это небольшие клетки мозга в форме звезды, которые действует подобно телохранителям нейрона, и именно по этой самой причине они играют важную роль в заболеваниях центральной нервной системы, включая сумасшествие. Они более распространены, чем нейроны, но их достаточно тяжело вырастить в лаборатории. Возможность подробнее исследовать их могла бы помочь ученым понять глубже их роль в нормальном функционировании мозга, а также помочь в поисках новых методов лечения различных неврологических заболеваний.

"Без астроцитов нейроны не могут функционировать" – пояснил Занг в своем сообщении. "Астроциты окутывают нервные клетки, чтобы защищать их и сохранять их здоровыми. Они участвуют фактически в каждой функции или нарушении мозговой деятельности". Они защищают нейроны, выполняя такие основные служебные функции, как регулирование кровотока, устранение избытка нейротрансмитеров ( молекул связи, используемых нейронами) и, кроме всего, играют ключевую роль в управлении кровяным мозговым барьером, который преграждает путь токсичным субстанциям, препятствуя их попаданию в мозг.

Занг создавал клетки, как из зародышевых, так и из взрослых стволовых клеток, обрабатывая их специальными белками, чтобы они, таким образом, перерастали в астроциты. Эти клетки также смогут быть полезными для пересадки, с целью лечения такой болезни как, например, болезнь Лу Герига, также известную под названием боковой амиотрофический склероз, когда нейроны сильно перегружены. Пересадка здоровых астроцитов могла бы спасти поврежденные нейроны.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience Перевод: М. Гончар

Ученые Канады оживили 400-летний мох

Специалиста из канадского Университета Альберты им удалось вернуть к жизни мхи вида аулакомниум вздутый (Aulacomnium turgidum), которые они добыли из-под глубоких льдов в арктических областях страны. Согласно данным специалистов, это растение вмерзло в лед еще 400 лет назад. Исследователи сообщили, что побеги мха малого ледникового периода очень быстро растут в лаборатории. В протоколах Национальной академии наук отмечено, что таким способом можно «воскресить» целые экосистемы, которые когда-то пережили

Биологи впервые «починили» спинной мозг с помощью стволовых клеток

Американские биологи института Калифорнии восстановили спинной мозг, используя стволовые клетки, - сообщили средства массовой информации США со ссылкой на официальное заявление экспертов по трансплантационной медицине. Операция с восстановлением спинного мозга прошла в лабораторных условиях на мышах. Успешному завершению операции способствовало применение уникальной технологии вживления стволовых клеток

Ученые превратили стволовые клетки в клетки поджелудочной железы

Ученые продемонстрировали в ходе двух экспериментов, что стволовые клетки можно успешно трансформировать в клетки поджелудочной железы, которые необходимы больным диабетом. Дополнительно к этому, удалось превратить их в сложные слои кишечной ткани.