06/10/2011

Гормон орексин помогает контролировать вес

Многие люди нередко задаются вопросом, почему при постоянном употреблении одинаковых продуктов, одни люди стремительно набирают вес, а другим удается сохранять его в норме. Исследователи нашли объяснение этому факту – все дело в гормоне под названием орексин.

Результаты нового анализа показали, что мыши с недостаточным количеством орексина в организме, который вырабатывается в мозге, больше набирали вес, когда питались теми же продуктами с высоким процентом жирности, что и мыши, у которых не было недостатка этого гормона в организме.

Увеличение этого гормона искусственным путем может быть одним из способов, который поможет людям терять вес, как предположили исследователи, тем не менее, новые сведения являются предварительными. Гормон помогает предотвращать прирост веса, поскольку он участвует в производстве коричневого жира в организме, который сжигает калории, а не сохраняет их, как это делает белый жир.

"Без орексина мыши навсегда запрограммированы страдать от лишнего веса. А с ним, коричневый жир активизирован, и они сжигают больше калорий" – отметил исследователь анализа Деванжан Сикдер (Devanjan Sikder), профессор из Научно-исследовательского Института Сэнфорд-Бернем, в Лэйк Ноне, штат Флорида. Анализ был подробно описан в октябрьском выпуске журнала "Cell Metabolism".

В ходе исследования ученые сравнивали нормальных мышей с модифицированными мышами, которым недоставало орексина. Питаясь продуктами с высокой жирностью в течение шести недель, мыши с недостатком орексина увеличивали свой вес на 45 процентов, в то время как нормальные мыши полнели всего на 15 процентов. Эта тенденция прироста веса происходила даже в случае, если мыши с недостатком орексина в организме ели в меньших количествах, чем нормальные мыши, как показал анализ.

Исследователи выдвинули гипотезу о том, что мыши с дефицитом орексина каким-то образом тратили меньше энергии. Они также обнаружили, что после употребления сильно жирной пищи показатель метаболизма у нормальных мышей поднимался на 13,5 процентов, тогда как у мышей, которым не доставало орексина не наблюдалось такого увеличения в процессе метаболизма.

Исследователи собрали образцы коричневого жира, находящегося между лопатками у мышей, и выявили, что коричневый жир грызунов с недостатком орексина был незрелым по сравнению с этим же жиром нормальных мышей. Например, гены, выраженность которых была повышена в коричневом жире нормальных мышей, заметно снижалась в жире мышей с дефицитом орексина.

"Наш анализ представляет возможную причину того, почему некоторые люди страдают от избыточного веса или ожирения, несмотря на то, что они вовсе не переедают" – сказал Сикдер. Как известно, недостаток орексина присутствует у людей с нарколепсией (заболевание нервной системы, которое относится к гиперсомниям), и в предшествующих исследованиях была подтверждена связь низких уровней орексина и ожирения у людей.

Измерение деятельности коричневого жира у людей с недостатком орексина могло бы показать, срабатывает ли у них тот же механизм, что и у мышей, как отметили исследователи. Тем не менее, поскольку данный гормон также способствует более тяжелому засыпанию, искусственное увеличение орексина в организме вполне может вызвать проблемы со сном у людей, как предупредили исследователи.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар

Ученые нашли способ использовать гормон роста для создания препаратов от диабета и рака

Международная команда – возглавленная специалистами из Кливлендского Университета — обнаружила, что гормон, который по идее контролирует рост человека, может также использоваться, для лечения таких болезней как диабет и рак. Специалисты под руководством Майка Уотерса, профессора из Института Молекулярных и Биологических наук, сообщали о результатах в популярном журнале Наука 9 октября 2014 года.

Медики нашли причину рака толстой кишки

Как сообщили исследователи Университета Томаса Джефферсона, клетки толстой кишки человека могут стать раковыми, когда они теряют способность производить гормон, который помогает клеткам поддерживать нормальную биологию. Если дальнейшие исследования подтвердят, что рак толстой кишки вызывается потерей гормона гуанилин, то будет возможным лечение пациентов с высоким риском развития болезни путем замены этого гормона. Медики изучили

Ученые, возможно, нашли способ лечения гипертонии

Более 40 лет ученые искали натуральный гормон, способный выводить натрий из организма. На основе этого гормона могли бы создаваться безопасные и эффективные лекарства для борьбы с повышенным кровяным давлением - гипертонией.