29/03/2011

Долг материнства вознаграждается большим мозгом ребенка

Рост мозга у ребенка связан с количеством времени и энергии, которые женщина посвятить долгу материнства – таковы результаты нового исследованию, опубликованного в журнале "Science".

Исследования, проведенные на 128 видах млекопитающих, включая людей, показывают, что рост мозга у ребенка определяется длительностью беременности и периодом грудного вскармливания. Результаты анализа Университета Дарема показали, что чем дольше длится беременность и грудное вскармливание у млекопитающих, тем больше вырастает детский мозг.

Исследователи говорят, что эти сведения усиливают подтверждение о том, что грудное вскармливание является наилучшим фактором для развития мозга ребенка. Кроме того, результаты усиливают рекомендации Организации Всемирного Здравоохранения о необходимом грудном вскармливании первые шесть месяцев, а также о продолжении дальнейшего кормления вплоть до двухлетнего возраста или постепенного перехода на твердую пищу.

Анализ, опубликованный в Протоколах Национальной Академии Наук, помогает объяснять, почему у людей так долго может длиться период кормления малышей грудью и такой длинный период вынашивания плода, что необходимо для роста нашего огромного мозга (1300cc).

Для сравнения, у такого вида млекопитающего как, например лань, имеющая почти тот же вес тела, что и человек, беременность длится в течение семи месяцев с кормящим периодом вплоть до шести месяцев, величина мозга составляет только 220cc, в шесть раз меньше чем человеческий мозг.

Антропологи из Научно-исследовательской Группы Эволюционной Антропологии Дарема проанализировали статистическое подтверждение размеров тела и мозга, материнского вклада и исторических изменений жизни млекопитающих, рассматривая в качестве примера такие виды, как гориллы, слоны и киты.

Они обнаружили, что размер мозга относительно размера тела был наиболее тесно связан с материнской деятельностью – время, которое мать потратила на вынашивание потомства и длительность периода грудного вскармливания. Анализ показывает, что длительность беременности определяет размер мозга до рождения (в утробе матери), а период лактации влияет на рост мозга после рождения. Это также показывает, что матери с более высокими метаболическими показателями могут быстрее снабжать организм младенца материалом для более быстрого роста мозга.

Главный исследователь, профессор Роберт Бартон (Robert Barton) из Отдела Антропологии Университета Дарема, рассказал следующее: "Мы уже знаем, что виды с большим мозгом развиваются медленно, стареют медленнее и имеют более длинную продолжительность жизни, но что не всегда было ясно – почему мозг и историю жизни связаны между собой. Одна теория подразумевает, что большой мозг увеличивает продолжительность жизни, позволяя животным быть более гибким в своих поведенческих реакциях на непредсказуемые проблемы, возникающие в истории жизни.

Тем не менее, наши сведения предлагают версию, что замедленное развитие в истории жизни непосредственно имело отношение скорее к недостаткам, а не преимуществам большого размера мозга. Необходимые преимущества, компенсирующие эти недостатки, могли бы проявиться в чем-то другом, например, улучшенные специфические восприимчивые и познавательные способности, а не просто в виде какой-либо обобщенной гибкости. Наши сведения помогают нам понять смысл эволюционных изменений на различных этапах, до и после рождения. Но нам теперь нужно провести дополнительные исследования, чтобы определить точно, как изменения, происходящие на до и послеродовых фазах роста, влияют на структуру мозга".

Женщины к материнству привыкают четыре месяца

Многим женщинам в первые дни материнства может показаться, что это все не кончится никогда. Но не стоит отчаиваться. Исследователями было обнаружено, что этот ад через 4 месяца и 23 дня кончится. Это среднее время, необходимое новоиспеченной маме, чтоб справиться с революцией, которая произошла в ее жизни. Молодые мамы практически после пяти месяцев приходят в норму, потому что теперь они находят уверенность, что справятся с разными обязанностями, которые навалятся на них.

Умственное развитие зависит от длины кишечника

Экспериментально было подтверждено, что между умственным развитием, размером мозга и длиной кишечника существует взаимосвязь. Ученые считают, что от относительного размера головного мозга зависит сообразительность: чем больше мозг особи, тем она умнее. Конечно, тут еще важную роль играют связи между нейронами. Но все же главным фактором, который привел к улучшению умственных способностей приматов в сравнении с другими животными, стало увеличение размеров их мозга по отношению к размерам тела.

Названы ранее неизвестные факты о влиянии курения родителей на детей