13/07/2012

Умственное развитие зависит от длины кишечника

Экспериментально было подтверждено, что между умственным развитием, размером мозга и длиной кишечника существует взаимосвязь.

Ученые считают, что от относительного размера головного мозга зависит сообразительность: чем больше мозг особи, тем она умнее. Конечно, тут еще важную роль играют связи между нейронами. Но все же главным фактором, который привел к улучшению умственных способностей приматов в сравнении с другими животными, стало увеличение размеров их мозга по отношению к размерам тела. Как обычно бывает, за это преимущество им пришлось заплатить, и такой плата стали плодовитость и размер кишечника. То есть, чем больше у особи мозг, тем короче у нее длина кишечника и меньше плодовитость. Кишечник и потомство потребляют очень много энергии, так что при возрастании объема мозга на них просто не осталось ресурсов.

Однако все эти утверждения долгое время оставались всего лишь гипотезами, не подтвержденными экспериментально. Впервые о том, что крупный мозг помогает особям выживать в суровых условиях, заговорили еще в 19 веке. Тогда зоолог из США Гермон Бумпус заметил, что воробьи с большим мозгом легче переносят зиму. Современные биологи подтвердили его выводы, установив, что большой мозг помогает птицам приспосабливаться к жизни в городе, тогда как пернатые с малым мозгом предпочитают жить «на деревне». Но все эти выводы являлись коррелятивными, так как исследователи просто сопоставляли уже имевшиеся «природные факты».

Поэтому исследование шведских специалистов из Уппсальского университета стало революционным. Они провели эксперимент с целью проверки сразу двух гипотез: о возрастающей сообразительности и о цене, которую особи вынуждены платить за увеличение мозга. Эксперимент проводился с участием рыбок гуппи. На протяжении нескольких поколений ученые отбирали потомство рыбок, ориентируясь на то, какой размер мозга был у их родителей. Исследователей интересовали только гуппи с наименьшим и наибольшим размером мозга. В результате они получили две линии рыб, у которых размеры мозга отличались на 8% у самцов и на 10% у самок.

После этого исследователи проверили, умеют ли отобранные особи считать. Гуппи показывали картинки, на которые было изображено два или четыре символа. Одна из этих картинок означала пищу. Рыбы, у которых мозг был больше, быстро поняли разницу между двумя изображениями, а особи с маленьким мозгом обучению не поддавались. Так ученые доказали, что сообразительность и вправду зависит от размеров мозга. Зато «глупые» рыбы были более плодовиты и в среднем давали 7 мальков, в то время как «умники» — всего 6. Соответственно, и кишечник у гуппи с меньшим мозгом весил 5,5 мг, а у обладателей большого мозга лишь 4 мг.

Употребление йогурта повышает работоспособность мозга