16/05/2010

Ученые запрограммировали бактерию на очистку от пестицидов

Можно ли заставить микроорганизмы выполнять полезную работу? Химик Джастин Галливан (Justin Gallivan) приблизил нас на шаг ближе к осуществлению подобной возможности. Он перепрограммировал безвредный вид бактерий Escherichia coli на "поиск и уничтожение" молекул гербицида под названием атразин.

"Вместо того чтобы изменять один единственный ген, заставляя клетку делать какое-то одно задание, мы можем начать обращаться с клеткой почти как с компьютером, - перепрограммировать ее на выполнение целого комплекса задач", - сказал Галливан.

Его последние открытия были опубликованы в свежем выпуске журнала Nature Chemical Biology.

Галливан находится на переднем крае такой науки как синтетическая биология. Важной целью этой науки, является перепрограммирование бактерий для выполнения комплекса задач, таких как синтезирование и доставка лекарств или нахождение и очистка от загрязняющих окружающую среду веществ.

"Бактерия E. coli плывет к тому, что ей нравится и уплывает от тех объектов, которые ее раздражают", - заявил Галливан, - "Она общается с другими клетками. Она синтезирует сложные смеси и воспроизводит себя каждые 20 минут. Другими словами, E. coli может пробовать на вкус, думать, говорить, слушать и создавать".

Программа, согласно которой она может все это делать, заложена в геноме бактерии, и частично регулируется РНК-переключателями, известными как рибопереключатели. Команда Галливана перепрограммировала химическую навигационную систему клетки E. coli, осуществив хакерскую атаку на управляющую бактерией программу и введя синтетические рибопереключатели. Присутствие атразина переключает синтетический рибопереключатель, заставляя бактерию двигаться туда, где выше концентрация этого гербицида.

В дополнение к этому, исследователи встроили в E. coli гены от бактерии, поедающей атразин, благодаря чему, бактерия научилась выполнять еще одно задание - переработку. "Фактически E. coli использует молекулы атразина в качестве еды, расщепляя их во что-то менее вредное", - пояснил Галливан.

Атразин был запрещен в Европейском Союзе, но остается одним из самых распространенных гербицидов в США, где его применяют в количествах измеряемых миллионами фунтов ежегодно. "Если вы используете какое-то вещество в таких количествах, то какая-то его часть неминуемо окажется в грунтовых водах", - сказал Галливан, поясняя, почему его лаборатория занимается поиском методов очистки от этого вещества.

Галливан занимается фундаментальными исследованиями на стыке химии, биологии и материаловедения. "Область моих исследований - перепрограммирование простых организмов, в целях выполнения ими новых, для них, заданий, как можно более предсказуемо и рационально", - сказал он, - "В биологии грядет революция. Мы начинаем по-настоящему понимать устройство живых организмов на молекулярном уровне. Вместо того чтобы спрашивать: "Какова природа этого организма?", мы можем начать спрашивать: "Что мы можем сделать с этим организмом?".  Интересные новости науки и техники только на станицах нашего портала.

Вирусы обладают своей иммунной системой

Исследование, проведенное американские микробиологи, показало наличие у одного из вирусов аналога иммунной системы. Белок разрушает защиту вредоносных для вируса бактерий. В ходе анализа выяснилось, что геном бактерии содержит в себе белок CRISPR/Cas, встречавшийся учёным ранее только внутри самой бактерии. Появление этого уникального гена связано с возможностью клеток бактерии частично ассимилировать, а впоследствии использовать отдельные элементы чужеродной ДНК. Бактериофаги – это самые распространённые виды бактерий на Земле.

Ученые из США создали универсальный антибиотик

Огромное количество антибиотиков, существующих в мире сегодня, обладают одним общим недостатком - бактерии к ним со временем приспосабливаются. Но теперь, похоже, группе исследователей из Северо-восточного университета Бостона в США во главе с профессором Кимом Льюисом, эту проблему удалось решить, разработав универсальный антибиотик, особенность которого состоит в том, что бактерии не способны вырабатывать к нему резистентность. Действие нового препарата направлено непосредственно на жизненно важный фермент для бактерии любого

Идеально очищенная вода может навредить людям

Метод очистки воды, это удаление из неё помимо вредных бактерий, полезных микроорганизмов, сообщает, ученый Мичиганского университета в Анн-Арборе, Латгарт Раскин. Этот процесс можно назвать бессмысленным, потому что некоторые вредоносные бактерии можно превратить в полезные. Идея очищения воды с помощью хлора или других средств очистки, напоминает Раскин, основана на том, что в её составе находятся как вредоносные, так и полезные бактерии.