23/04/2008

Менструальная кровь - ценнейший источник стволовых клеток?

Исследователи, ведущие поиск новых источников стволовых клеток для использования в регенеративной медицине, обнаружили новый потенциально неограниченный, всегда доступный и недорогой источник мультипотентных стволовых клеток. Этот источник - менструальная кровь.

Стромальные стволовые клетки - клетки, присутствующие в соединительных тканях - были недавно обнаружены в эндометриальных тканях матки. Выяснилось, что во время ежемесячного цикла в менструальной крови присутствуют клетки (MenSC), обладающие регенеративными способностями и которые можно легко собрать, не нанося тем самым вред, используя агрессивный метод сбора таких клеток напрямую из ткани матки.

Полученные из менструальной крови стромальные клетки обладают всеми функциями стволовых клеток, вроде способности к самоомоложению и мультипотенции. Маточные стромальные клетки содержат в себе маркеры, похожие на маркеры стволовых клеток костного мозга, из которого они частично и происходят.

Лабораторные исследования показали, что клетки способны видоизменяться в целый ряд таких видов как: липогенный (образующий жир), хондрогенный (хрящеобразующий), остеогенный (костеобразующий), эктодермальный, мезодермальный, кардиогенный и нервный. По оценкам ученых, новые стволовые клетки на 50 процентов обгоняют по эффективности стволовые клетки, полученные из человеческого эмбриона или из костного мозга.

Исследователи подчеркнули важность изобилия и приспосабливаемости клеток MenSC. Стромальные стволовые клетки, полученные из менструальной крови, обладают большим потенциалом в регенеративной терапии для множества различных органов и тканей.

Биологи впервые «починили» спинной мозг с помощью стволовых клеток

Американские биологи института Калифорнии восстановили спинной мозг, используя стволовые клетки, - сообщили средства массовой информации США со ссылкой на официальное заявление экспертов по трансплантационной медицине. Операция с восстановлением спинного мозга прошла в лабораторных условиях на мышах. Успешному завершению операции способствовало применение уникальной технологии вживления стволовых клеток

Бактерии перемещаются по организму на стволовых клетках

Ученые обнаружили, что возбудители проказы – бактерии Mycobacterium leprae – для путешествий по организму используют стволовые клетки, которые сами же и создают из глиальных (шванновских) клеток. Шванновские клетки окружают нейроны головного мозга, обеспечивая их электрическую изоляцию. Это способствует увеличению скорости проведения возбуждения. Глиальные клетки мозга не склонны искать приключения на просторах организма и предпочитают всегда оставаться на одном месте, пока их спокойное существование не нарушают

Ученые научились выращивать иммунную систему из стволовых клеток

Ученые из Стэндфордского университета сделали очередное успешное открытие в области трансплантации стволовых клеток. Они научились в буквальном смысле слова "выращивать" новую иммунную систему у мышей, заменяя старую поврежденную кровеносную систему новой.