28/12/2012

Раскрыта тайна коралловой рыбы

Последние несколько лет ученые из университетов Нойешатель (Швейцария) и Квинзленд (Австралия) занимались раскрытием загадки маленького существа Labroides dimidiatus — так называемого губана-чистильщика с голубой полоской. Эта разновидность рыб следит за чистотой крупных морских хищников, а они в знак благодарности охраняют мелкую рыбешку и не едят ее.

Местом обитания губанов-чистильщиков с голубой полоской являются тропические коралловые рифы. Появляясь на свет, женские особи объединяются в небольшие группы, в которых превалирует один единственный самец. В случае его смерти доминирующая самка занимает это место, проявляя таким образом гермафродитные признаки. Малый размер губанчиков (менее 4 дюймов) позволяет им легко пробираться в глотку акулы либо мурены и там выполнять массаж и очищение ротовой полости, а также ликвидировать паразитов и нарастающие водоросли снаружи.

Губаны передвигаются рывками, оттого их легко узнать. Процесс очистки местных хищных рыб и приплывающих специально на «процедуры» происходит на специальных очистительных станциях. Там они находят для себя подходящее положение и застывают с открытым ртом, пока не закончится санобработка основных участков тела. Особенно привередливы хищники-чужаки, требующие, чтобы во время очистки их ни в коем случае не кусали. Ведь некоторые самки не в силах удержаться от кусочка ароматной слизи с поверхности крупной рыбы, за что и получают дисциплинарное наказание от своих самцов. Клиенты должны быть всегда довольны — так рассуждают самцы, тогда и пища у работников будет всегда!

Самостоятельно избавиться от паразитов крупные рыбы не в силах, поэтому они очень признательны мелким сородичам за такую работу. Тем более губаны, поглаживая плавники клиентов, заставляют последних расслабиться и ощутить комфорт.

Исследователь обнаружил, что рыбы говорят друг с другом