24/01/2024

Путешествия мамонтов связаны с самыми ранними охотничьими лагерями Аляски

Исследователи связали перемещения 14 000-летнего шерстистого мамонта с самыми старыми известными человеческими поселениями на Аляске, предоставляя подсказки о взаимоотношениях между этим знаковым видом и некоторыми из самых ранних людей, пересекавших Берингов перешеек. Ученые установили эти связи, используя изотопный анализ для изучения жизни самки мамонта, названной Эльмайюджей'ех, Советом деревни Хили-Лейк. Клык Эльмы был обнаружен на археологическом месте Свон-Поинт во внутренней части Аляски.

Образцы из клыка раскрыли детали о жизни Эльмы и о примерно 1000-километровом пути, который она преодолела по Аляске и северо-западной Канаде в течение своей жизни. Изотопные данные, наряду с ДНК других мамонтов на месте и археологическими доказательствами, указывают, что ранние жители Аляски, вероятно, структурировали свои поселения так, чтобы они перекрывались с районами, где собирались мамонты. Эти выводы, подчеркнутые в новом выпуске журнала Science Advances, предоставляют доказательства того, что мамонты и ранние охотники-собиратели делили среду обитания в регионе.

Долгосрочное и предсказуемое присутствие шерстистых мамонтов могло привлечь людей в этот район. "Она блуждала по самому густонаселенному району археологических находок на Аляске", - сказала Одри Роу, аспирантка Университета Аляски в Фэрбанксе и ведущий автор статьи. "Похоже, что эти ранние люди устанавливали охотничьи лагеря в районах, часто посещаемых мамонтами". Клык мамонта был раскопан и идентифицирован в 2009 году Чарльзом Холмсом, аффилированным исследовательским профессором антропологии в UAF, и Франсуа Лано, научным сотрудником по археологии в Музее Севера Университета Аляски.

Они нашли клык Эльмы и останки двух связанных с ней молодых мамонтов, а также доказательства костров, использования каменных инструментов и разделанных останков другой дичи. Все это "указывает на образец, согласующийся с человеческой охотой на мамонтов", - сказал Бен Поттер, археолог и профессор антропологии в UAF. Исследователи из Лаборатории стабильных изотопов Аляски в UAF затем проанализировали тысячи образцов из клыка Эльмы, чтобы воссоздать ее жизнь и путешествия.

Изотопы предоставляют химические маркеры диеты и местоположения животного. Эти маркеры затем сохраняются в костях и тканях животных и остаются даже после их смерти. Клыки мамонтов хорошо подходят для изотопного исследования, так как они росли на протяжении всей жизни древних животных, с четко видимыми слоями, проявляющимися при разрезании вдоль. Эти ростовые слои дают исследователям возможность собрать хронологическую запись жизни мамонта, изучая изотопы в образцах вдоль клыка. Большая часть путешествия Эльмы перекрывалась с путешествием ранее изученного самца мамонта, который жил на 3 000 лет раньше, что демонстрирует долгосрочные модели передвижения мамонтов на протяжении нескольких тысячелетий.

Ученые собираются заселить Арктику шерстистыми мамонтами