08/07/2012

Раковые клетки можно победить

Как известно, в онкоклетках все нормальные механизмы, которые управляют клеточным жизненным циклом, теряют свою эффективность. Онкологические клетки способны неограниченно делиться и при этом не умирают в отведенный для нормальных клеток срок, из-за чего образуются опухоли. Швейцарские ученые нашли белковый комплекс, который способны контролировать даже этот совершенно разрегулированный процесс. Они надеются, что их открытие позволит найти способ остановки формирования в организме злокачественных образований.

У всех клеток нашего организма имеется механизм самоуничтожения: они запрограммированы умереть после некоторого количества делений. Онкологов очень интересуют эти внутренние часы, так при большинстве форм рака наблюдается дефективность в этом качестве. Так, раковые клетки продолжают делиться неограниченно и намного переживают обычные, погибающие в отведенный им срок. Группа исследователей, возглавляемая Йоахимом Лингнером, выяснила, каким образом злокачественные клетки обходят механизм самоуничтожения.

На концах хромосом есть специальные повторяющиеся последовательности ДНК, известные как теломеры. Длину теломеры увеличивает или поддерживает на одном уровне фермент теломераза. Теломерные участки не способны соединяться с другими хромосомами и выполняю защитную функцию. Если фермент теломераза неактивен, то теломеры являются мерой продолжительности жизни клеток. С каждым делением теломера становится все короче, пока совсем не исчезнет, запуская механизм самоуничтожения, который не допускает, чтобы клетки делились более 50-60 раз.

Обычно после завершения эмбриональной стадии в клетках прекращается производство теломеразы. Исключение составляют только соматические стволовые клетки и те типы клеток, постоянное деление которых необходимо для обеспечения работы определенных тканей, к примеру, клетки эпителия кишечника. Но иногда мутации приводят к реактивации производства этого фермента, из-за чего теломеры не укорачиваются. Именно благодаря этому опухолевые клетки становятся бессмертными.

Клеточное бессмертие – важнейший фактор в образовании 90% всех раковых опухолей. Интересно, что даже в клетках рака теломеры не удлиняются бесконечно. Они, также как и здоровые клетки, теряют после каждого деления 60 нуклеотидов, просто потом они восстанавливаются активным ферментом теломераза.

Швейцарские ученые идентифицировали три белка, соединяющиеся вместе и прикрепляющихся к теломерам. Этот комплекс белков препятствует взаимодействию теломеразы и теломер. Проблема в том, что в раковых клетках он срабатывает очень поздно и длина теломер успевает восстановиться до исходного состояния. Если ученым удастся повысить скорость реакции этого протеинового комплекса или искусственно воспроизвести этот клеточный механизм, то раковые клетки перестанут быть бессмертными и будут умирать в отведенный для обычных клеток срок.

Ученые нашли новый способ истребления раковых клеток

Крошечная капсула, которая была разработана американскими учеными, может подавлять раковые клетки, совершенно не повреждая здоровые. По словам И. Тана, профессора биомолекулярной и химической инженерии, Калифорнийский университет, Лос-Анджелесе, капсула изготовлена из полимера, который растворяется в воде, безопасно доставляющего протеиновый комплекс в ядра клеток рака. Данный комплекс – это апоптин, который был получен из птичьего вируса анемии, - сразу вызывает их смерть. Данный протеин накапливается непосредственно в ядре клеток

Дрожжи способны оставаться вечно молодыми

Биологи выявили удивительную способность у дрожжей – избегать старения и смерти при благоприятных условиях, сообщается в статье, опубликованной в издании Current Biology. Смерть, наступающая в результате старения ввиду накопления различных повреждений в клетках, свойственна всем живым организмам. У микробов тоже есть старшее и младшее поколения. Даже те из них, которые в процессе размножения делятся симметрично, в действительности не производят в результате двух совершенно одинаковых особей.

Контроль за внутренними часами всех форм жизни