13/03/2012

Противодепрессивное средство поможет вылечить рак

Ретиноид под названием трнас-ретиноидная кислота (ATRA), которая является производным витамина A, уже успешно используется при лечении редкого подтипа острой миелоидной лейкемии (AML), тем не менее, на остальные более распространенные виды AML это лекарство не оказывает подобного эффекта.

Научно-исследовательская группа под руководством Артура Зелента (Arthur Zelent) долгое время работала над тем, чтобы деблокировать потенциал ретиноидов и получить возможность лечить пациентов с другими типами AML. В работе, опубликованной в журнале Nature Medicin, специалисты сообщили, что в этом им могло бы помочь противодепрессивное средство с названием Транилципромин (TCP).

"С помощью ретиноидов нам уже удалось однажды превратить один редкий тип смертельной лейкемии в излечимую болезнь. Теперь мы смогли приспособить эти мощные лекарства для лечения других распространенных типов лейкемии" – отметил доктор Зелент. "До сих пор для нас оставалось тайной, почему другие формы AML не реагируют на этот препарат. Однако в ходе анализа выяснилось, что причиной тому был определенный молекулярный блок, который можно разрушить еще одним лекарством, которое обычно применяется как противодепрессивное средство. Мы думаем, что это должна быть очень многообещающая стратегия, и если эти сведения смогут быть использованы при лечении пациентов, преимущества их огромны".

Препарат ATRA способствует естественному созреванию и гибели клеток лейкемии. Группа исследователей считает, что эффекта этого лекарства на AML может быть следствием заглушения генов естественным образом при помощи ATRA. Во время поисков лекарства, которое могло бы быть использовано для усиления деятельности ATRA, группа ученых использовала некоторые сведения из области эпигенетики. Лекарства эпигенетического характера не фиксируют присутствие генов непосредственно, а лишь определяют уровень их деятельности. Они обнаружили, что торможение деятельности энзима LSD1 при использовании TCP, могло бы активизировать эти гены и сделать раковые клетки уязвимыми к воздействию ATRA.

Совместно с сотрудниками Университета M?nster в Германии, научно-исследовательская группа уже начала клинические испытания (Phase II) комбинации лекарств на пациентах, страдающих острой миелоидной лейкемией.

"Как ретиноид ATRA, так и противодепрессивное средство TCP уже запатентованы и доступны в Великобритании, поэтому эти лекарства не должны обходиться дорого службам здравоохранения. AML по-прежнему остается очень трудноизлечимой болезнью, часто со смертельным исходом, так что разработка нового метода лечения особенно важна сегодня. Кроме того, мы уверены, что эти виды лекарств будут уничтожать только раковые клетки, оставляя при этом нормальные здоровые клетки организма нетронутыми, что и отличает их от стандартных препаратов, обладающих множеством побочных эффектов. Мы с нетерпением ждем результаты клинических испытаний" – отметил в заключении один из авторов исследования.

Оригинал (на англ. языке): Medicalxpress