26/01/2008

Рыбная ловля помогает избавить океан от избытков азота

Канадские и американские ученые в своем недавнем исследовании круговорота азота в глобальных масштабах обнаружили, что промысловое рыболовство играет немаловажную роль в избавлении прибрежных вод океана от чрезмерного количества азота.

Азот жизненно необходим растениям и животным. Но, как и все остальное, избыток азота не ведет ни к чему хорошему. В течение прошлого века различные виды человеческой жизнедеятельности привели к увеличению выбросов азота в прибрежные воды океана.

Самым большим источником азота считаются удобрения, которые применяются в сельском хозяйстве. Обогащенные азотом подземные воды, ручьи и реки, в конечном итоге, попадают в прибрежную зону океана, увеличивая концентрацию азота дл опасных величин.

Азот стимулирует рост фитопланктона, что приводит к эвтрофикации (зарастанию водорослями). Вода в таких районах отличается пониженным количеством растворенного кислорода, небогатым биологическим разнообразием и изменением видового состава животного мира.

Однако ученые говорят, что в процессе вывода лишнего азота из прибрежных вод может играть важную роль промысловое рыболовство.

Учитывая тот факт, что рыба накапливает в своей биомассе азот, а люди эту рыбу вылавливают, промышленное рыболовство возвращает часть азота сельскохозяйственного происхождения назад на сушу.

И хотя в 1960-х годах рыболовство возвращало из океана до 60% азота, попавшего туда с полей, сегодня эта цифра составляет порядка 20%. "Чистка" прибрежных вод с помощью рыбной ловли просто не в состоянии покрыть все возрастающие объемы азота, вызванными азотсодержащими сельскохозяйственными удобрениями.

Таким образом, постоянное снижение эффективности рыболовства в деле очистки океанских вод от излишков азота приведет к тому, что прибрежные зоны зарастут водорослями, глубинные воды станут бескислородными, на побережье океана появятся "мертвые" зоны - безжизненные и непривлекательные для всего живого. Только мы расскажем интересные новости во всех подробностях.

Оригинал (на англ. языке): Eurekalert.org