01/05/2015

Важнейшие мгновения Хаббла (11 фото)

Мы – земляне, дальше от космоса всего на пятьсот километров, чем телескоп Хаббл, но видеть он может дальше человека на миллионы световых лет. Благодаря его деятельности в течение двадцати пяти лет, человек смог изменить полностью свои понимания астрофизики. Благодаря его камерам, удалось обнаружить столкновения галактик, гибель звезд, даже черные дыры. Он помог ученым уточнить возраст нашей Вселенной, которая полна планетами. В истории человечества Хаббл – самый важный научный инструмент, управляемый из Университета Хопкинса, находящегося в Балтиморе.

Год 1994: дождь из комет на Юпитере

на юпитере

Фотография огромного Юпитера, раскрывающая тайну места падения на планету фрагментов кометы под названием Шумейкера — Леви 9 Словно дождь просыпались в 1994 году на Юпитер крупные куски кометы. Их количество составило двадцать один. На снимке видны (в верхнем левом углу) черные пятна – это места падения осколков, отдельные из которых по размерам соизмеримы с нашей Землей. Они находятся на стороне Юпитера, которой он обращен к Земле – это в южном полушарии планеты. Отметины сегодня не видны, потому что их поглотила бурлящая атмосфера планеты.

Год 1995: звездная «колыбель»

космос

Рассматривая в 2006 году цветочную мозаику М24 (Ориона), телескоп зафиксировал настоящую сокровищницу – зону, лежащую недалеко от центра Ориона, где активно образуются звезды. Вокруг них имеются диски материи, которые могут стать однажды планетарными системами. Именно наблюдение Хаббла за туманностью Ориона подтвердило предположение, что во Вселенной находится масса неизведанных планет. Такая активность помогла «пролить свет» на то, как происходило рождение и «взросление» Солнечной системы. Исследователи считают, что возраст отдельных звезд едва достигает нескольких миллионов лет. В сравнении с возрастом Земли, составляющим 4,5 млрд. лет, они еще до головастиков недотягивают.

Эволюция галактическая 1996 года

космос

Под глубочайшим взглядом, брошенным телескопом на Вселенную с названием HDF открылись сотни не видимых ранее галактик. Пятна эти вовсе не звезды. Это галактики, открытые телескопом: десять дней он изучал крошечную полоску неба, по ширине эквивалентную копейке, рассматриваемой с двухсот метров. Невероятный массив из, более чем полутора тысяч галактик, находящихся на различных этапах эволюции, открылся ему сквозь «замочную скважину». Одни из них совсем молодые, другие тусклые настолько, что никогда не могли бы быть замечены наземными телескопами, даже самыми мощными.

Вспышка гамма-лучей в 1998 году

вспышка

Хабблу удалось сфотографировать галактику, от нас находящуюся на расстоянии 12 миллиардов лет, а потому невероятно тусклую. На этом непостижимом расстоянии миллиарды лет назад произошел взрыв колоссальной силы, который разослал в космос радиацию высокой энергии (гамма-лучи), достигшую нашей планеты в 1997 году. Длящиеся всего пару секунд всплески не представляется возможным зафиксировать целенаправленно при помощи телескопов. Однако, практически во всех спектрах, можно зафиксировать их очень слабое послесвечение, что и сделал Хаббл. А дальше: он проследовал за ним через время и пространство и обнаружил источник – тусклую невероятно галактику. Если бы на нашу планету были направлены такой мощности вспышки, случись они в Млечном Пути, они бы привели к массовому вымиранию.

Хаббл определил точный возраст Вселенной

хабббл

Снимок, используемый для определения переменных звезд и идентификации звездного расстояния Астрономам известно давно, что вселенная велика и стара, но насколько она стара и огромна, они не знали, пока «за дело не взялся» Хаббл. Это он, сканируя галактики, типа NGC 4921, обнаружил сотни пульсирующих звезд, которые благодаря их характеристикам стали точным инструментом для измерения расстояний до галактик и скоростей, с которыми они движутся, что позволило, в свою очередь, определить судьбу и возраст Вселенной. Хаббл сократил ее возраст с двадцати миллиардов лет до 13,8.

Год 2000: телескоп раскрыл тайну черных дыр

черные дыры

Практически со скоростью света выпускает джет черной дыры субатомные частицы, в том числе электроны, потоком вылетая из центра галактики М87, лежащей в созвездии Дева. У большей части галактик присутствует в центре черная дыра. Ее и запечатлел Хаббл на уникальном снимке. Ученые еще с 1940 года знали, что с этим созвездием что-то не так, поскольку оно являлось в небе мощнейшим источником радиочастотных волн, но показал детали именно знаменитый Хаббл.

Чуждая атмосфера (год 2001)

атмосфера

Так выглядит глазами художника планета HD 209458, которая вращается вокруг похожей на наше Солнце, желтой звезды В том, что планеты существуют и за пределами Солнечной системы, еще каких-нибудь десяток лет назад ученые уверены не были. Теперь же они точно знают, что их там, как минимум, две тысячи и число таких экзопланет продолжает увеличиваться. Вклад в понимание этого внес «заслуженный» телескоп, как и в обнаружение у них атмосферы. По свету планеты, прошедшей перед своей звездой, он установил присутствие кислорода, натрия и водорода. Также удалось ему рассмотреть умирающую звезду, напоминающую бассейн, покрытый рябью (2002 год); темную энергию (2003год) и материю темную (2007).

Самая крупная радиогалактика