18/10/2014

Ученые разработали персонализированное лечение диабета - Йохимбин

Ученые разработали персонализированное лечение диабета, которое связано со стрессом. Лечение сахарного диабета 2 типа, который нацелен на механизм болезни (а не только симптомы) был разработан исследователями. Впервые использовали знания о профиле генетического риска конкретного пациента. Лечение полностью восстанавливает способность к секреции инсулина, которая нарушена геном риска.

Ген стресса как причина сахарного диабета

Концепция персонализированного лечения определяет профиль риска индивида. Результаты показали, что можно блокировать эффекты гена общего риска для сахарного диабета 2 типа. Вехой была статья в журнале Science в 2009 г. Тогда несколько авторских коллективов из Лундского университета сообщили, что распространенный вариант гена в популяции составляет инсулин-продуцирующие клетки, которые чувствительны к гормонам стресса. Это значительно ухудшает способность бета-клеток поджелудочной железы секретировать инсулин.

Йохимбин блокирует ген стресса и лечит диабет

Продолжение работы показали, что Йохимбин, препарат, получаемый из коры африканского растения йохимбе (лат. Pausinystalia johimbe), эффективно блокирует вредное воздействие варианта гена в экспериментах на животных, а также в инсулин-продуцирующих клетках человека. Когда вводили Йохимбин, способность к секреции инсулина улучшалась. Этот вариант гена является достаточно распространенным. 30% населения имеет ген стресса; он часто определяется у пациентов с сахарным диабетом 2 типа .

Из 400 000 человек в Швеции, которые страдают диабетом 2 типа, 40% пациентов являются носителями гена стресса. При известном механизме заболевания и методе нейтрализации его следующим шагом было проверить его на пациентах. Были отобраны 50 пациентов с сахарным диабетом 2 типа. 21 из них не имели гена стресса, в то время как остальные были его носителями. Все они прошли тест толерантности к глюкозе, который показал, насколько хорошо секретируется инсулин в ответ на избыток сахарной нагрузки.

Неудивительно, что секреция инсулина была на 25% хуже у пациентов с геном риска. Впоследствии всем участникам исследования давали йохимбин или плацебо в трех различных случаях, после чего секреция инсулина была снова зарегистрирована. Йохимбин нейтрализованы последствия гена стресса. Носители гена риска получили ту же способность к секреции инсулина, как и без этого гена.

Йохимбин применяют для того, чтобы свести к минимуму побочные эффекты диабета, в данном случае повышенное давление крови. Необходимо провести дальнейшие исследования по изучению эффективности этого препарата для лечения сахарного диабета 2 типа. Чисто теоретически, Йохимбе должен быть эффективным у 40% лиц с диабетом 2 типа, которые являются носителями этого генетического варианта риска.

Езда на велосипеде предотвращает развитие сахарного диабета