13/11/2008

Наночастицы способны вызывать смерть клеток?

Наночастицы, размером в несколько миллиардных метра, успешно используются во многих областях человеческой жизнедеятельности. Например, при производстве косметики и упаковочных материалов в пищевой промышленности. Кроме того, большое количество наночастиц присутствует в выбросах отработавших (выхлопных) газов.

Однако, совсем немного известно о том, какое влияние они оказывают на наше здоровье. Лишь малая часть исследований в области наночастиц посвящена изучению рисков для здоровья человека. Какое-то время назад некоторые ученые даже сравнивали наночастицы с асбестом по уровню вреда, наносимого человеческому организму. К сожалению, в то время как использование наночастиц в производстве потребительских товаров растет, разработка норм и законов, регулирующих их применение, ощутимо отстает. REACH-директива Европейского Союза, касающаяся использования химических веществ, даже не затрагивает вопрос о наноматериалах.

Совместная команда ученых из Финляндии и США провела исследование, как основанные на углероде наночастицы взаимодействуют с клетками. Результаты выявили признак того, что наночастицы могут изменять структуру клетки и представлять угрозу здоровья.

Выяснилось из исследования, что определенные клеточные культуры не повреждаются, будучи подвержены воздействию фуллеренов (наноразмерных молекул, состоящих из атомов углерода, образующих замкнутую сферическую, эллипсоидную или цилиндрическую поверхность). Клетки также не повреждаются, если их подвергнуть воздействию галловой кислоты (органической кислоты, присутствующей почти во всех растениях, например, в чае, дубовой коре и т.д.).

Однако когда фуллерены и галловая кислота присутствуют в клеточной культуре одновременно, они взаимодействуют между собой, формируя структуры, которые связываются с поверхностью клеток и вызывают их смерть.

Цель исследования - не только показать, что наночастицы могут причинять вред организму, но и продемонстрировать, как тяжело определить возможное пагубное влияние, оказываемое определенными наночастицами. Даже если какие-либо наночастицы не токсичны, их взаимодействие с другими веществами в человеческом теле может вызвать серьезные проблемы. Так как количество возможных комбинаций наночастиц и различных биомолекул невероятно велико, систематически исследовать их взаимодействие фактически не возможно.

Исследование относительно смерти клетки, вызванной фуллеренами и галловой кислотой, было недавно издано в журнале нанонауки Small [E. Salonen, S. Lin, M. L. Reid, M. Allegood, X. Wang, A. M. Rao, I. Vattulainen, P.-C. Ke. Real-time translocation of fullerene reveals cell contraction. Small 4, 1986-1992 (2008)]. Только мы расскажем интересные новости во всех подробностях.

Твердые наночастицы ведут себя как жидкость

Ученые из Массачусетского технологического Университета обнаружили удивительный феномен — у металлических наночастиц при твердой кристаллической структуре наблюдаются жидкообразные деформации. Таким образом, наночастицы меняют форму, оставаясь стабильными изнутри, говорится в отчете на сайте Университета. Исследовательская команда, возглавляемая профессором Жу Ли (Ju Li), утверждает, что результаты работы могут быть использованы

Лечение раковых опухолей при помощи наночастиц золота

Один из новейших и перспективных методов лечения раковых опухолей с применением нанотехнологий – нанотермальная терапия. При данном методе используются наночастицы золота для выжигания опухолей изнутри. Ученые из Техасского цента раковой наномедицины в США показали, как клетки печени из пораженной раковой опухолью части захватывают мельчайшие частицы золота, которые в свою очередь поглощают радиоволны, и способны выделить столько тепла, сколько хватило бы для серьезного урона опухоли.

Наночастицы с пчелиным ядом убивают ВИЧ