09/09/2008

Животное, способное выжить в космическом вакууме

К удивительному результату привел недавний эксперимент Европейского космического агентства (ESA). В космос были запущены тихоходки - крошечные беспозвоночные, известные своими способностями к выживанию в экстремальных условиях. Ученые выяснили, что эти животные в состоянии пережить низкое давление и интенсивную радиацию открытого космоса.

Тихоходки (Water bears, tardigrades) известны своей неуязвимостью на Земле. Эти существа способны переносить экстремальные давления, огромные дозы радиации и годами находиться в высушенном состоянии без вреда для жизни.

Обычно размер тихоходки составляет около 1,5 мм. Они обитают во влажных мхах и лишайниках и способны переходить в состояние анабиоза при ухудшении условий внешней среды – например, засухе – но впоследствии восстанавливать свою жизнедеятельность.

Эксперимент был начат еще в 2007 году. Чтобы проверить выносливость тихоходок исследователи из шведского университета Кристианшдадта (Kristianstad University) под руководством Ингемар Йонссон (K. Ingemar Jonsson) запустили в космос на борту автоматической орбитальной лаборатории "Фотон M3" две разновидности высушенных тихоходок.

После 10 дней пребывания в открытом космосе животные вернулись на Землю. Тихоходки прошли курс регидрации.

Результат показал, что вакуум сам по себе, особо не повлиял на самочувствие живых существ. Но ультрафиолетовая радиация, которая может повредить клеточный материал и ДНК, все же оказала свое губительное действие.

В одной из двух разновидностей 68% экземпляров, которые были укрыты от солнечной радиации, были восстановлены в течение 30 минут после регидрации. Многие из них даже продолжили класть яйца, которые успешно высиживались.

Но лишь горстка животных из другой группы пережила воздействие жестокой космической радиации, которая больше чем в 1000 раз сильнее, чем на поверхности Земли.

Исследователи считают особенно неожиданной способность живых организмов переживать воздействие жесткого космического ультрафиолетового излучения, которое не только разрушает живые ткани, но и крайне пагубно влияет на ДНК. Только для вас самые интересные новости на страничках нашего портала.

В космос выйдут российские члены экипажа МКС