12/06/2008

Эволюция в лаборатории: ученые впервые увидели процесс в действии

Ученые из Мичиганского Государственного Университета (Michigan State University, East Lansing, US) во главе с эволюционным биологом Ричардом Ленски (Richard Lenski) впервые в истории смогли смоделировать в лабораторных условиях процесс эволюции живых организмов. Подопытными в эксперименте выступали бактерии кишечной палочки Escherichia coli.

Будучи самой изученной бактерией, кишечная палочка очень быстро размножается, и смена поколений происходит очень быстро. Именно из-за этого ученые и выбрали ее, чтобы попытаться проследить процесс эволюции в действии.

Помимо всего прочего, исследователи смогли доказать, что наблюдаемые изменения в живых организмах не являются результатом случайной мутации. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of National Academy of Science.

Этот опыт был начат Ричардом Ленски еще в 1988 году. Он взял двенадцать колоний бактерий и поместил каждую в идентичные условия существования. В среде обитания присутствовал лишь один источник питательных веществ - глюкоза. Кроме глюкозы в среде был также цитрат, который бактерии в обычных условиях в пищу не употребляют. С тех пор сменилось более 44 тысяч поколений кишечной палочки.

Исследователи непрерывно следили за всеми изменениями, которые претерпевали бактерии. Большинство изменений были одинаковы для всех колоний. Однако после 31 тысячи поколений с бактериями одной из колоний произошло нечто невообразимое: они научились усваивать цитрат!

Проследив образцы бактерий, взятые из различных поколений, ученым удалось выяснить, что изменения в единственной из двенадцати колоний начались где-то на границе 20-тысячного поколения. До 20-тысячного поколения ни одна бактерия, ни в одной колонии изменений такого рода не показывала.

По словам ученых, если бы эволюционные изменения произошли по вине случайной мутации, то они произошли бы во всех колониях. Но эволюционировали бактерии только одной колонии. Приобретению способности усваивания цитрата предшествовала целая серия изменений. Что же именно заставило бактерию эволюционировать и предстоит выяснить ученым. Популярный новостной портал расскажет о том, что происходит в мире.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist.com

Летальные болезни, способ определения при помощи ржавчины и песка

Следующим большим прорывом в медицинском диагностировании болезней станет использование мельчайших частиц ржавчины, окиси железа, покрытой кремниевой двуокисью, материалом из которого сформирован песок. Эти магнитные наночастицы, размером

Лаборатории загрязняют воду опасными бактериями

Специалисты из китайского Института здоровья и медицины исследовали 6 рек и обнаружили в них бактериальные ДНК, содержащие искусственные гены устойчивости к антибиотикам. Эти гены используются в генетической инженерии и в биологии в научных целях. Однако безответное применение антибиотиков, как для самолечения, так и на фермах и в больницах привело к тому, что в окружающей среде быстро распространились бактерии, способные противостоять действию противомикробных лекарств. Такие микроорганизмы передают гены устойчивости своим

Медь ограничивает распространение бактерий

Ученые из Университета Саутгемптона предложили новый метод борьбы с распространением бактерий устойчивых к лекарствам с помощью меди. Современные бактерии, как известно, прекрасно сопротивляются многим видам антибиотиков, что стало большой проблемой для врачей и, в первую очередь, для больных. Бактерии приобретают поразительную устойчивость к лекарствам благодаря двум основным факторам. Первый заключается в горизонтальном переносе генов, когда обмен генами происходит между клетками, не являющимися родителем и потомком.