16/09/2013

Древний поток магмы обнаружен под Северной Америкой

Международная группа геологов из Китая и Америки обнаружила участок литосферы с повышенной температурой. Этот очаг вулканической активности ранее не был известен ученым. Анализ распространения сейсмических волн, отмеченных во время одного из землетрясений, которое произошло в 2011 году, позволил ученым построить трехмерную модель недр Земли под Канадой и США. Таким образом, было установлено, что на глубине около 200 км под поверхностью исследуемых территорий расположено горячее пятно раскаленной магмы.

Кроме того, в ходе анализа удалось определить, что данный очаг постепенно перемещался с запада к востоку через весь континент в течение 150 миллионов лет. Подробные сведения представлены в журнале Nature Geoscience.

Сопоставление информации о сейсмической активности в Вирджинии 23 августа 2011 года из разных мест, выполненное специалистами института геодезии и геофизики Китайской академии наук и Китайского научно-технологического института в Хэфэе, а также Калифорнийского технологического института, позволило им заметить, что прохождение сейсмических волн различалось в зависимости от направлений, как если бы они проходили через участки с совершенно другими физическими свойствами.

Изучив все сейсмические данные, исследователи установили, что ослабевали больше те волны, которые распространялись на запад. Данный эффект при этом был наиболее заметен в слоях на глубине порядка 200 км. Волны, удаляющиеся от эпицентра землетрясения на север и на юг, также распространялись с различной скоростью. Это тоже свидетельствовало о неоднородности в самых верхних слоях мантии Земли.

Геофизики заключили следующее: в верхней мантии присутствует горячее пятно магмы, смещавшееся со временем относительно североамериканского континента.

Геологи, которые обнаружили горячее пятно, полагают, что их находка прекрасно согласуется с кимберлитовыми породами возрастом 75 миллионов лет, находящимися в некоторых штатах Америки. Кимберлит появляется при застывании магмы в лавовых трубках, вот почему его обнаружение в недрах является подтверждением вулканической активности в прошлом.

Землетрясение можно предсказать за пять дней