06/11/2012

Во Вселенной обнаружены самые первые звезды

Международная группа астрономов обнаружила во Вселенной свет двух самых первых звезд. Идентифицированные как SN2213 и SN1000+2016, эти звезды относятся к редкому классу ярко светящихся сверхновых звезд, поскольку свет от их взрыва ярче в 10—100 раз, чем свет, образующийся в результате взрывов обычных сверхновых.

Различные исследования, проводимые в последние годы, позволяли открывать новые данные ученым о Вселенной. Таким образом, был открыт и класс суперсветящихся сверхновых звезд, которые ярче в десятки и сотни раз обычных сверхновых. «Сверхновая» - термин, обозначающий звезды, у которых при вспышке блеск увеличивается на десятки звездных величин.

Обнаружить SN2213 и SN1000+2016 помог 3,6-метровый телескоп CFHT, который расположен на Гавайских островах. Телескоп CFHT является первым устройством, позволяющим настолько далеко заглянуть человеку во Вселенную.

Обработка изображений, полученных с помощью телескопа, была выполнена в Канаде, в Торонтском университете с использованием техники, предназначенной для наблюдения гравитационного красного смещения. Звезды с красным смещением 2,05 и 3,90 взорвались, предположительно, более 10 млрд лет назад, когда Вселенная была намного младше своего нынешнего возраста.

«Достаточно трудно было обнаружить суперсветящиеся сверхновые SN2213 и SN1000+2016, так как существует множество звезд и галактик, которые могут являться сверхновыми и которые требовалось исключить. Основной вопрос состоял в том, чтобы отделить очень отдаленные галактики сначала. Они так далеко были расположены, что оттуда не были бы видны обычные сверхновые. Поэтому обнаруженные нами звезды принадлежали классу суперсветящихся сверхновых звезд. Эти космические объекты интересны тем, что хранят в себе много информации об условиях и типах звезд, сформировавшихся спустя всего 1 млрд лет после Большого взрыва», —сообщил Рэй Карлберг, астрофизик Торонтского университета.

Существование сверхновых особого типа подтверждает SN2007bi