07/08/2012

Появлению новых динозавров способствовали скалистые горы

Незадолго до вымирания североамериканских динозавров в их судьбе сыграла важную роль географическая изоляция. Палеонтологи выяснили, всплеску разновидностей североамериканских динозавров мелового периода в Северной Америке способствовало образование Скалистых гор.

Динозавры вымерли в эпоху палеогена и мелового периода, около 65-ти млн. лет назад. На момент вымирания, который пришелся на самый последний момент мелового периода (маастрихтский ярус), в Северной Америке упало видовое разнообразие динозавров. Однако незадолго до этого, приблизительно 80 млн. лет назад, численность разновидностей динозавров неожиданно увеличилась – об этом свидетельствует обилие находок в окампанском ярусе, предшествующий маастрихтскому.

Авторы исследования предложили объяснение данного феномена со стороны геологических процессов, которые протекали на североамериканском континенте по окончанию мелового периода. В то время лежащий вдоль теперешнего тихоокеанского побережья США участок суши, активно поднимался, в результате, это способствовало формированию Скалистых гор.

Центральная часть Северной Америки, напротив, прогибалась, там формировалось мелководное море, внутренний Западный бассейн, который поделил континент на две части. Восточная часть была представлена Аппалачией, а Западная часть - субконтинентом Ларамидией. Восточная, в свою очередь, разделена полосой морских вод на два массива суши.

В то время и произошёл всплеск разнообразия динозавров. Усилившаяся скорость их видообразования связана была с изоляцией, в которой пребывали разные группы динозавров на трех огромных «островах». Помимо этого, сама Ларамидия разделена была на две части горными хребтами – северную и южную.

По мнению ученых, в данных условиях активное время видообразования заняло лишь несколько сотен тыс. лет. Однако после, ближе к завершению мела, североамериканская центральная часть начала подниматься, пересох внутренний Западный бассейн, и части континента изолированные ранее вновь между собой соединились. Это привело к спаду биоразнообразия динозавров.

Свою гипотезу исследователи проверили на двух самых крупных группах меловых динозавров – на рогатых динозаврах (цератопсах) и утконосых динозаврах (гадрозаврах). Выяснилось, что в этих группах новые виды образовывались в одно время и в одних регионах, что указывает на аналогичные условия, в которых эти динозавры оказались в результате географической изоляции.

Отметим, что согласно исследованию, опубликованному недавно, аммониты внутреннего Западного бассейна могли обитать в метановых струях.

Динозавры вымерли не из-за падения метеорита

Некоторые североамериканские популяции травоядных динозавров начали вымирать задолго до падения на Землю астероида (или кометы). Метеорит, врезавшийся в Землю более 65,3 млн. лет назад, стал лишь одним из многочисленных факторов, спровоцировавших гибель динозавров. К этому же времени относятся сильное изменение уровня моря и активный вулканизм. Ученый из Колумбийского университета Стивен Брузатте совместно со своими коллегами впервые описал морфологическое разнообразие этих древних существ

Трицератопс и торозавр оказались одним и тем же динозавром на разных стадиях развития

Исследование докторанта университета штата Монтана и одного из лучших палеонтологов, может перевернуть представление о трицератопсе и торозавре, как о разных видах, просуществовавшее более ста лет.

Ученые определили настоящую причину гибели динозавров