18/04/2012

Ученые определили настоящую причину гибели динозавров

Исчезновение с лица Земли таких древних животных, как динозавры может быть связано с тем, что мелкие особи, которые способны пережить природный катаклизм, вымерли или «превратились» в птиц в виду конкуренции с детенышами ящеров более крупных размеров и млекопитающими, как заявили швейцарские палеонтологи из Цюрихского университета.

В статье, опубликованной в издании Biology Letters, группа исследователей под руководством Маркуса Клауса выделила тот факт, что существует огромная разница в размерах детенышей и взрослых особей динозавров и больших млекопитающих, обитающих на Земле сегодня. Так, новорожденный отпрыск слона лишь в 22 раза меньше своей матери, в то время как любой крупный ящер мезозойского периода был в 2,5000 раз больше своего только появившегося на свет детеныша.

Максимально допустимый размер яйца, как объясняют ученые, для всех видов животных, откладывающих яйца, обычно жестко ограничен толщиной скорлупы. Оболочка яйца не может быть слишком толстой, так как не будет пропускать необходимое количество воздуха, что может привести к гибели зародыша или способствовать его крайне медленному развитию. Вот почему яйца даже самых крупных динозавров не могли быть диаметром больше 20 сантиметров и длиннее 60 сантиметров.

Такое ограничение, как отмечают палеонтологи, собирало все детенышей травоядных и хищных динозавров в одной экологической сразу нише после рождения, что заметно отражалось межвидовой и внутривидовой конкуренции.

Чтобы определить видовое разнообразие в каждой «весовой категории», исследователи сравнили ископаемые всех известных динозавров и предков птиц. После чего они построили с помощью компьютерного моделирования экосистемы с присутствием древних млекопитающих и динозавров и понаблюдали изменением положения небольших динозавров, в древние экологические ниши которых входили детеныши ящеров более крупных размеров.

Моделирование четко указало на то, что отсутствие динозавров мелких и средних по размерам было в большей степени связано с конкуренцией между ящерами. Однако у млекопитающих не отмечалось подобной проблемы, хотя они так и не достигли размеров крупных животных из-за конкуренции с крупными динозаврами, которую они проиграли.

Помимо детенышей динозавров, за ресурсы боролись и древние теплокровные животные. Малышам млекопитающих не приходилось занимать дополнительные ниши уже в раннем возрасте, поскольку они питались молоком матери, а затем переходили на тот же корм, которым питались их взрослые родственники. Это становилось дополнительным конкурентным влиянием на мелких динозавров.

Учение считают, что 65,5 миллионов лет назад последнее массовое вымирание динозавров в истории Земли смогли пережить лишь животные с массой тела, не превышающей 25 килограмм. Отсутствие небольших динозавров «классических» видов стало причиной полного исчезновения гигантских ящеров.

Обнаружен ранее неизвестный вид доисторических животных