06/11/2011

Клетки нашей кожи могут "видеть" УФ лучи

Как и почему наша кожа начинает темнеть под воздействием солнечных лучей? Механизм этого процесса некоторое время оставался для ученых тайной. Теперь же исследователи выяснили, что наша кожа может "видеть" ультрафиолетовые лучи солнца, при помощи особого светочувствительного пигмента, также обнаруженного в наших глазах.

"Как только вы выходите на солнце, ваша кожа уже знает, что она подвержена ультрафиолетовому излучению" – объяснила главный исследователь Елена Оанси (Elena Oancea), профессор биологии из Университета Брауна. "Это очень быстрый процесс, более быстрый, чем прежде было принято считать".

Покрываясь загаром или темнея, пребывая определенное время на солнце, кожа человека, таким образом, выражает защитную реакцию. Меланин, темный пигмент ответственный за потемнение кожи, как предполагают ученые, защищает клетки кожи от повреждений вызванных ультрафиолетовыми лучами солнечного света, поглощая радиоактивное излучение.

Ультрафиолетовое излучение на поверхности Земли бывает двух видов: UVA и UVB. Лучи вида UVB имеют очень короткие длины волн и образуют лишь небольшую часть ультрафиолетового излучения, исходящую от солнца. Такие лучи вызывают потемнение кожи спустя несколько дней после воздействия. Лучи вида UVB обычно связаны с повреждением ДНК, что может вызвать впоследствии рак кожи, хотя многие исследования также связывают лучи UVA с развитием рака.

Лучи UVA, наоборот, отличаются более длинными волнами и менее интенсивные, но содержат больше ультрафиолетового излучения и способствуют тому, что кожа темнеет намного быстрее. Их еще называют лучами "прямого загара". Эти сведения анализа сфокусированы главным образом на том, как лучи вида UVA вызывают потемнение кожи.

Профессор Оанси и ее научно-исследовательская группа изучила клетки кожи, названные меланоциты, которые вырабатывают защитный пигмент меланин, и обнаружили, что эти клетки также содержали родопсин, пигмент, обнаруженный ранее только в сетчатке глаза, где он определяет свет. Далее они изучили, как родопсин в клетках, образующих меланин, посылает сигнал во время подверженности излучению UVA. Так, они выяснили, что этот сигнал провоцирует производство меланина.

Научно-исследовательская группа также обнаружила, что спустя час, измеримые суммы меланина начали накапливаться, что привело к образованию загара.

Анализ был описан подробно в последнем выпуске журнала "Current Biology".

Оригинал (на англ. языке): LiveScience Перевод: М. Гончар