31/08/2011

Ученые: определенные виды пробиотиков влияют на функционирование мозга

В прошлом году суд США запретил одной из компаний, занимающейся продажей специальных йогуртов с содержанием пробиотиков, представлять его в своих рекламах как продукт несущий пользу для здоровья человека. Дело в том, что недавно группа ученых из Университетского Колледжа в Корке (Ирландия) под руководством Жавьера Браво (Javier Bravo) обнаружила в ходе исследования продукта следующее: у мышей, которым давали пробиотик Lactobacillus rhamnosus, содержащийся в йогурте, наблюдались признаки полного отсутствия беспокойства и напряженности и даже снижение уровней гормонов стресса. Эти результаты были описаны исследователями в издании "Proceedings of the National Academy of Science".

Установив в последнем исследовании присутствие некой связи, которая может быть между кишечником и мозгом (как например, депрессия и беспокойство были связаны с проблемами кишечника), профессор Браво и его научно-исследовательская группа решили подробнее рассмотреть вопрос возможного влияния пробиотиков на настроение. В этом анализе они сфокусировали свое внимание на бактерии Lactobacillus rhamnosus, пробиотика, содержащегося в кишечнике человека, а также в различных йогуртах и других типах молочных продуктов.

Чтобы определить, действительно ли переваривание организмом бактерии L. rhamnosus обладает дополнительным эффектом кроме нормализации пищеварения, исследователи кормили одну половину группы мышей бульоном с большим содержанием бактерий, а другую – бульоном без пробиотика определенный период времени. Затем ученые, наблюдали за тем, какие изменения происходили в поведении животных.

Профессор Браво и его коллеги обнаружили, что мыши, которым давали пробиотик, демонстрировали меньше беспокойства в поведении, а именно, больше проявляли готовность просматривать узкие проходы или осмеливались выходить в широкое открытое пространство – деятельность, которая, как известно, вызывает стресс у мышей. Они также обнаружили, что мыши, которых кормили пробиотиком, меньше проявляли страх утонуть, когда их помещали в воду, что обычно вызывает депрессивное поведение у животных. И наконец, они выявили, что у мышей, употреблявших пробиотик, наблюдались более низкие уровни гормонов стресса в крови.

Для того чтобы найти больше доказательств связи, научно-исследовательская группа затем перерезала блуждающий нерв у мышей и обнаружила, что поведение и уровни гормона вернулись в свою норму. Блуждающий нерв, как известно, передает информацию от кишечника и других органов к мозгу, поэтому при разрезании его удаляются любые связи между мозгом и тем или иным органом.

Группа ученых также обнаружила, что мозговой нейротрансмиттер гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) был изменен в мозге мышей, которые питались пробиотиком: более высокие уровни наблюдались в некоторых областях мозга связанными с депрессией и более низкие уровни в некоторых областях связанных с беспокойством и тревогой.

Итак, научно-исследовательская группа уверенно утверждает, что ими обнаружена четкая связь между пробиотиками, настроением и поведенческими изменениями у мышей; следующий шагом, конечно, будет исследование действенности этой связи на примере людей.

Оригинал (на англ. языке): Physorg  Перевод: М. Гончар