24/05/2011

Микрофлора кишечника может менять поведение

Исследователи из университета Мак-Мастера впервые получили убедительные свидетельства того, что микрофлора кишечника может менять химию мозга и поведение.

Данное открытие имеет важное значение, ведь некоторые виды желудочно-кишечных заболеваний, включая синдром раздраженной толстой кишки, часто ассоциируются с беспокойством и депрессией. Кроме того, высказывались предположения, что некоторые психиатрические заболевания, такие как аутизм, могут быть связаны с абнормальной микрофлорой кишечника.

"Эти впечатляющие результаты дали толчок для дальнейших исследований микрофлоры и ее связи с поведенческими расстройствами", - сказал Стивен Коллинз, профессор в медицинской школе Майкла ДеГрута. Коллинз, совместно с доцентом Премыслом Берциком, провели это исследование в канадском медицинском исследовательском институте.

Исследование было опубликовано в журнале Gastroenterology.

В каждом человеке гармонично уживаются около 1000 триллионов бактерий. Эти бактерии играют ключевую роль в процессах, важных для поддержания здоровья: они преобразовывают еду в энергию, защищают от инфекций и питают клетки пищеварительного тракта. Любое вмешательство в их жизнедеятельность, например употребление антибиотиков, может сказаться на общем самочувствии и здоровье.

Опыты со здоровыми, взрослыми мышами, показали, что резкие изменения бактериальной микрофлоры, вызванные приемом антибиотиков, приводили к изменению поведения. Мыши становились менее осторожными или беспокойными. Также, наблюдалось увеличение нейротропного фактора мозга (BDNF), которое связывают с депрессией и тревогой.

После окончания приема оральных антибиотиков, микрофлора кишечника приходила в норму. "Это сопровождалось восстановлением нормального поведения и химии мозга", - сказал Коллинз.

Для подтверждения того, что бактерии могут влиять на поведение, исследователи поместили в мышь с отсутствующей микрофлорой, бактерии от мыши с другой манерой поведения и характером. Они обнаружили, что когда мышь с отсутствующей микрофлорой и с генетическим кодом, который связывают с пассивным поведением, колонизировалась бактериями от мыши с более выраженной исследовательской жилкой, то сама становилась более активной и смелой. То же верно и в обратную сторону, обычно активные мыши, становились пассивней, когда к ним пересаживали бактерии от мышей, генетически предрасположенных к пассивному поведению.

В то время, как предыдущее исследование было направлено на определение влияния бактерий на развитие мозга в ранние годы жизни, новое исследование показало, что среди факторов определяющих поведение, качественные и количественные показатели микрофлоры кишечника являются одними из ключевых. Любые изменения микрофлоры, вызванные антибиотиками или инфекцией, ведут к изменениям в поведении. Берцик пояснил, что на основе полученных результатов, будет проводиться исследование терапевтического влияния пробиотических бактерий и их продуктов в лечении расстройств поведения.

Индикатор здоровья кишечника - газы