11/05/2011

Шокирующие факты зомбирования муравьев грибком

Новые жуткие детали возникли во время изучения сведений о том, как паразитный грибок манипулирует несчастными муравьями, заполняя их головы грибковыми клетками, и воздействует на мышцы таким образом, что муравей может захватывать лист смертельной хваткой, где и когда пожелает грибок.

Исследование в Тайском дождевом лесу показало, что грибок вида Ophiocordyceps, заставляет зараженных муравьев бродить полупьяными среди лесных низких листьев, перед тем как сжать свои челюсти около основной вены в на обратной стороне листа на кладбище зомбированных муравьев. Наблюдая за местами надкусанными 16 зараженными муравьями, исследователи обнаружили, что последние укусы были сделаны около полудня, указывая на то, что они действовали в соответствии с такими факторами как положение солнца, температура или влажность воздуха.

"Синхронизированное прибытие муравьев зомби на кладбища является замечательным феноменом. Это добавляет уровень сложности к тому, что было названо впечатляющим проявлением искусства" – сообщил Дэвид Хьюдж (David Hughes), исследователь из Университета Пенсильвании агентству LiveScience. "Тем не менее, хотя укусы муравьев, были сделаны в полдень, насекомые фактически не умирали до захода солнца. Вероятно, эта стратегия дает возможность грибку провести долгую прохладную ночь в голове муравья, и за это время он может начать бурное размножение спор, распространяя их по стеблю растений".

Причудливая последовательность, которая ведет к смерти муравья совсем не свойственна их нормальному поведению, а как оказалось, является подходящим способом для грибка занимать отличную позицию, позволяющую распространять свои споры. Муравьи, вида, который был назван Camponotus leonardi, живут в гуще деревьев, но иногда спускаются на землю, где они сталкиваются с грибком. Здоровые муравьи перемещаются последовательно в отличие от зараженных насекомых, которые ходят зигзагами над низкой растительностью, иногда падая и трясясь перед их финальным укусом.

Хьюдж и его коллеги наблюдали в общей сложности за 42 зараженными муравьями, вскрыв некоторых из них. В состоянии смертельной хватки, голова муравья была заполнена грибковыми клетками и мышцы, которые отвечали за движение нижней челюсти муравья, были атрофированы. "Во время укуса нижние челюсти, которые мы чувствуем, работают в одном и только одном направлении" – отметил Хьюдж в своем сообщении LiveScience. "Нормально, они открываются и закрываются, но в этом случае они могут только закрываться".

муравей зомби

Это заставляет умирающего муравья не разжимать челюсти. Грибок также, похоже, высасывает весь кальций из мышц, вызывая эффект трупного окоченения. Грибок, как показывают исследования, также способен манипулировать поведением членистоногих, включая сверчков, ос и возможно даже пауков. "Мы достаточно уверены, что можем увидеть этот и аналогичный феномен в большом разнообразии организмов, поскольку использование грибком мышц животного для перемещения в другую среду – это такая эволюционная хитрость" – отметил исследователь. (Многие виды грибков рассеивают свои споры благодаря ветру).

Многие паразиты – будь то растение, животное или вирус – могут изменять поведение своих хозяев. В самом последнем анализе, опубликованном в журнале "BMC Ecology", Хьюдж и его коллеги наблюдали и изучали здоровых и зараженных муравьев, чтобы сравнивать их перемещения и показывать физиологические эффекты грибка. В предшествующем анализе, опубликованном в 2009 году, они обнаружили, что грибок манипулирует зараженными муравьями, выбирая идеальные места для размножения. В результате мертвые муравьи становятся способом поражения грибком растений, находящихся на 25 сантиметров выше земли.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience Перевод: М. Гончар

Новая Мировая война... насекомых

Аргентинские муравьи захватывают мир - или, по меньшей мере, области с умеренным климатом. Они уже колонизировали прибрежные зоны Средиземноморья, а также захватили некоторые части Южной Африки, Гавайев, Калифорнии и Австралии. Непрошеные гости разрушительно воздействуют на местную экосистему. Они убивают местных муравьев, которые научились сосуществовать с местной растительностью, а также способствуют распространению вредителей, защищая тлю, в обмен на богатые сахаром выделения.

Обнаружены четыре новых вида муравьев-зомби

Исследователи, прочесывающие дождевые леса Бразилии, обнаружили четыре новых вида грибов, которые превращают муравьев в зомби. Хотя грибы, которые управляют муравьями, известны ученым уже давно, обнаружение четырех дополнительных видов, в такой близи друг от друга, позволяет оценить уровень биологического разнообразия Амазонии

Муравьи угрожают человечеству и экологии

Группа испанских исследователей обнаружила, что 768 видов муравьев каким-то образом были распространены по всему свету. Ученые полагают, что эти “безбилетные пассажиры” несут угрозу для окружающей среды, а также инфраструктуры и здоровья людей. Согласно сведениям информационного агентства Би-би-си, команда ученых из Университета Жироны (University of Gerona) в Испании, выявила присутствие огромного количества инвазивных видов муравьев в таких странах, как Нидерланды, США и Новая Зеландия.