06/04/2011

Некоторые растения могут жить в организмах животных

Исследователи обнаружили уникальный и довольно странный образец растения, живущего внутри животного. Научно-исследовательская группа из Университета Дальхаузи в Галифаксе, Канада, раскрыла, что зеленая водоросль вторгается в клетки зародышей саламандры в период раннего развития земноводного.

Это первый документированный случай, когда растение живет в партнерстве или симбиозе с позвоночным животным. Даже более удивительно то, что, по предположениям исследователей, саламандрам водоросль достается в наследство от их родителей. Анализ был опубликован в Протоколах Национальной Академии Наук.

Ранее уже было известно о том, что зеленые водоросли живут в яйцах земноводных вида Ambystoma maculatum или пятнистая саламандра, который очень распространен в Северной Америке. Несмотря на то, что эти саламандры появляются из-под земли, только для охоты и размножения, они кладут свои полупрозрачные яйца в пруды, где они удерживаются на поверхности. Это создает идеальную солнечную и защищенную среду для развития водорослей.

"Яйца действительно зеленого цвета, поскольку в капсулах яиц находятся водоросли" – объяснил доктор Райэн Керни (Ryan Kerney) из Университета Дальхаузи, который руководил исследованием. "Водоросли в капсуле яйца обеспечивают кислород необходимый для зародыша, а взамен получают отходы эмбриона, которые богаты содержанием азота, очень важного для растений".

Хотя об этих взаимоотношениях растений и позвоночных было известно на протяжении уже более чем столетия, ученые не понимали, как водоросли попадали в яйцо. Рассматривая саламандры под флуоресцентным микроскопом, исследователи смогли рассмотреть пигменты водоросли, которые сверкали, когда они были освещены светом определенной длиной волны.

До этого, многие ученые и не подозревали, что растения могут жить в клетках позвоночных животных. Эта группа сложных животных, которая включает рыб, птиц, рептилий и млекопитающих (подобных людям), обладает очень специализированной иммунной системой, которая не должна позволять этим инородным организмам жить в наших клетках.

"Мы также обнаружили ДНК водоросли в воспроизводительных органах взрослых саламандр, так что здесь, похоже, возможен факт унаследования" – сообщил доктор Керни. "Мы называем это явление вертикальной передачей, но существует, вероятно, смесь этого явления и факт поглощения водорослей из окружающей среды". Доктор Керни добавил следующее: "Так много новых открытий в биологии исходит из исследований в тропиках. Я думаю, это указывает на то, что стоит внимательней исследовать наши местные виды. Они еще могут здорово удивить нас".

Оригинал (на англ. языке): BBC  Перевод: М. Гончар

Французские энтомологи обнаружили впервые способность к фотосинтезу у насекомых

Французские ученые обнаружили впервые у насекомых, а именно у гороховой тли, способность использовать для выработки энергии солнечный свет таким же образом, как делают это растения во время фотосинтеза. Группа с руководителем Аленом Робишоном, Агробиотехнологическмй институт в технопарке София Антиполис, обнаружила в 2010 г. еще, что тля способна вырабатывать каротиноиды, то есть пигменты, которые жизненно необходимы для разных животных.

Близ Фукусимы изменились животные