15/06/2010

Паразитический червь спешит на помощь

Паразиты в нашем желудочно-кишечном тракте, такие как червь хлыстовик, играют значительную роль в деле поддержания нашей иммунной системы в хорошей форме, как сообщают ученые из университета Манчестера (University of Manchester).

Уже давно известно о положительном влиянии, которое оказывают на иммунную систему микробы в желудочно-кишечном тракте. Именно поэтому стали так популярны биологически активные йогурты, которые поддерживают популяцию "дружелюбных" бактерий. Но исследование, проведенное профессором Ричардом Гренсисом (Richard Grencis) и Яном Робертсом (Ian Roberts), выявило положительное влияние на иммунную систему более крупных организмов, таких как паразитические черви.

Профессор Робертса, чья работа опубликована в журнале Science, пояснил: "Это как стул на трех ножках: микробы, черви и иммунная система регулируют друг друга".

"Черви были с нами на протяжении нашей эволюции и их присутствие в экосистеме нашего желудочно-кишечного тракта, наряду с бактериями, оказывает положительное влияние на развитие функциональной иммунной системы".

Профессор Гренсис добавляет: "Если сравнить территориальную распространенность заражений паразитическими червями с распространенностью аутоиммунных заболеваний и аллергии (когда иммунная система организма чрезмерно реагирует и приносит больше вреда, чем пользы), - то они практически никогда не пересекаются. Люди на западе, живущие в очень чистых условиях, где паразиты практически истреблены, страдают от гиперактивной иммунной системы. В развивающихся странах, где чаще встречаются случаи заражения паразитическими червями, люди практически не страдают аллергией и аутоиммунными заболеваниями.

"Мы не предлагаем намеренно заражать себя паразитическими червями. Но мы заявляем, что эти более крупные патогены, могут действовать таким образом, что помогают нашей иммунной системе. Мы эволюционировали совместно с бактериями и червями, и конечно это оставило на нас свой след. Они важны для развития нашей иммунной системы" .

Червь хлыстовик, также известный под названием власоглав человеческий, очень распространенный тип паразитического червя, который заражает многие виды животных, включая миллионы людей. Он был с нами на протяжении эволюции. Этот паразит обитает в толстой кишке - там же, где находится множество кишечных бактерий.

Сильное заражение хлыстовиком, может вызвать кровавую диарею, с долгосрочной потерей крови, которая ведет к дефициту железа (анемии) и даже к ректальному пролапсу. Но более легкая форма заражения, протекает относительно легко.

Профессоры Гренсис и Робертс, совместно с командой из Манчестерского факультета биологических наук (Manchester's Faculty of Life Sciences), провели расследование, с целью выяснения механизма зарождения хлыстовика, и обнаружили, что все начинается со взаимодействия между желудочно-кишечными бактериями и этим паразитом.

Более того, они обнаружили, что обеспечить расплод паразита, способны очень многие виды желудочно-кишечных бактерий. Например, бактерия "кишечная палочка" (E-coli), прикрепляется к специальным местам на яйцах червя и стимулирует вылупление. В случае с E-coli, процесс вылупления требовал наличия специфических структур поверхности клетки, известных под названием fimbriae, которые бактерии обычно используют для прикрепления к стенкам желудочно-кишечного тракта.

В ходе этой научной работы, было выявлено, что присутствие червей и бактерий изменило реакцию иммунной системы таким образом, что это может защитить нас, бактерий и червей.

Круглые глисты - самый распространенный вид инфекции в мире, хотя благодаря все большему распространению личной гигиены, во многих странах случаи заражения этой инфекцией намного уменьшились. Сильное заражение этими паразитами, может вызывать заболевания, но в природных условиях, присутствует относительно небольшой уровень инфекции. Команда делает вывод из этой работы: в дополнение к бактериальной микрофлоре, присутствие более крупных организмов, паразитических круглых червей, может быть природным и естественным для человека. Происходящее между ними сложное и тонкое взаимодействие, эволюционировало таким образом, что стало самым эффективным и выгодным для всех задействованных сторон.

Профессор Робертс заявил: "Носитель использует свою иммунную систему для регуляции ущерба, причиняемого бактериями и червями. Если патогены отсутствуют, иммунная система может дать сбой".

Профессор Гренсис добавляет: "Желудочно-кишечный тракт и его обитатели, представляют собой сложную экосистему, которая включает в себя не только бактерии, но и паразитов, и они не только уживаются вместе, но и взаимодействуют друг с другом".