29/08/2024

Что привело к сильному землетрясению на полуострове Ното в Японии в Новогодний день

На Новый год 2024 года сильное землетрясение магнитудой 7,5 потрясло полуостров Ното в Японии, унеся жизни более 280 человек и нанеся ущерб более 83 000 домов. Оказалось, что землетрясение началось почти одновременно в двух точках разлома, что является редкостью. Этот процесс, названный "двойным началом", позволил сейсмическому разрыву охватить и прорвать устойчивую зону на разломе, известную как барьер.

Интенсивное давление с обеих сторон барьера привело к мощному высвобождению энергии и сильным колебаниям земли на полуострове. Землетрясение Ното предшествовал интенсивный сейсмический рой, серия мелких землетрясений, которые иногда приводят к более крупным катастрофам. С помощью передовых сейсмических и геодезических технологий, исследователи тщательно проанализировали движения в земле, которые привели к этому землетрясению.

Исследование, опубликованное в журнале Science, показывает, как барьеры разломов влияют на возникновение землетрясений и помогают улучшить оценку сейсмического риска и прогнозирование будущих землетрясений. Барьер — это шероховатая область, блокирующая движение по разлому. Когда накопленная энергия достигает критического уровня, барьер насильственно разрывается, вызывая сильные колебания.

Поэтому, хотя рой мелких землетрясений сам по себе может быть недостаточен для разрушения барьера, сильное движение по разлому может привести к его прорыву и мощному высвобождению энергии. Международный исследовательский коллектив из США, Франции, Китая и Японии анализировал геопространственные данные и записи сейсмических волн, чтобы понять связь между роем мелких толчков и последующим большим землетрясением. К их удивлению, землетрясение началось почти одновременно в двух разных местах разлома, что вызвало насильственный разрыв и чрезвычайно сильные колебания.

Механика этого процесса напоминает сгибание карандаша с обоих концов до его разлома. Хотя двойное начало часто наблюдается в симуляциях, в природе его сложно засечь из-за необходимости очень специфических условий. Благодаря отличной сейсмической мониторинговой сети в Японии и использованию данных GPS и спутникового радара, исследователи смогли наблюдать этот процесс в высоком разрешении. Это исследование подчеркивает сложную природу начала землетрясений и критические условия, которые могут привести к масштабным сейсмическим событиям. Понимание этих процессов жизненно важно для улучшения способности предсказывать и смягчать последствия будущих землетрясений.

Пассажир круизного лайнера опубликовал видео сильнейшего шторма

Круизный лайнер Norwegian Breakaway направлялся из Нью-Йорка на Багамы 27 декабря, это новогодний круиз. Возвращаясь лайнер попал под циклон-бомбу, это природное явление при котором, шторм усиливается за сутки из-за резкого падения атмосферного давления. В ролике снятым одним из пассажиров этого лайнера виден масштаб и угроза этого циклона.

Большой сюрприз на границе солнечной системы: магнитные пузыри

Аппараты Вояджер поистине являются космическими первооткрывателями. Мягко паря в звездном пространстве, на расстоянии в 14 миллиардов километров от Земли, они передают информацию из самых отдаленных и неисследованных областей солнечной системы. Ученые заявили, что аппараты только что передали очень крупные новости. На краю солнечной системы находятся космические пузыри.

Спутник НАСА наблюдал извержение вулкана в Сибири

Все было спокойно на российском полуострове Камчатка, когда спутник НАСА "Terra" пролетал над ним 6 октября в полдень по местному времени. Или только так казалось. В действительности, под землей кипела расплавленная лава, готовая вырваться наверх и разлиться стремительным потоком. Так, в течение нескольких минут, началось извержение вулкана Шивелуч, одного из крупнейших вулканов Камчатки и самого северного действующего вулкана.