27/06/2008

И на Марсе зацветут сады! Марсианская почва пригодна для жизни растений

"Посадите спаржу в горшок, наполненный марсианской почвой, и спаржа будет расти",- ошарашили мир своим заявлением ученые.
Марсоход Феникс (Phoenix), с момента посадки копающийся в грязи на северных арктических равнинах планеты, передал на Землю результаты исследования марсианского грунта, в которых ясно видно, что почва щелочная и в ней достаточно питательных веществ, необходимых для жизни растения.

"В принципе, мы нашли те питательные вещества, которые являются необходимыми, чтобы поддерживать жизнь в прошлом, настоящем или будущем,- сказал Сэмюель Конавес (Samuel P. Kounaves) из Университета Тафтса (Tufts University), - Это тот тип почвы, который любой человек может найти у себя на заднем дворе".

Марс сегодня является холодным и сухим, и его поверхность облучается ультрафиолетом, делая жизнь невозможной. Но в прошлом, вероятно, условия были более благоприятными. Растения, которые предпочитают щелочную почву (типа спаржи) могли бы спокойно расти в марсианской почве при условии присутствия других компонентов окружающей среды, включая воздух и воду.

Предварительные результаты исследований не говорят о том, была ли когда-либо жизнь на Марсе (или могла бы все еще существовать где-нибудь под поверхностью). Переданные Фениксом данные говорят лишь о том, что условия (по крайней мере, в месте нахождения марсохода) не такие уж и суровые, как ранее предполагали ученые. Почва, взятая близко к поверхности, подобна почве в некоторых районах Антарктиды. Но почва в другом месте на Марсе может быть совсем другой. Может быть, что на б?льших глубинах почва окажется кислая или еще какая-нибудь по химическому составу. Феникс способен выполнить тот же самый химический анализ еще на трех образцах.

В другом эксперименте крошечная духовка нагревала образец марсианской почвы до 982 градусов Цельсия, что привело к появлению водяного пара. По словам ученых, марсианская почва в прошлом явно взаимодействовала с водой. Однако указать время, когда вода присутствовала на Марсе в жидком виде или даже место, где она была, на сегодняшний день нельзя. Возможно, влага прибыла в исследуемый район с частицами пыли из других частей планеты.

Эксперимент с духовкой также показал пары углекислого газа, что неудивительно, т.к. тонкая атмосфера планеты состоит, в основном, из углекислого газа. Кроме того, полученные данные не показали присутствия углеродных соединений.

Конечно, миссия Феникса не заключается непосредственно в поиске жизни на Марсе. Скорее ищутся признаки присутствия условий, благоприятных для жизни когда-либо. И марсоход ясно дал понять ученым, что надежда есть, и марсианская почва, на самом деле, довольно дружелюбна. Все подробности о главных событиях дня информеры новостей сообщат нам.

Фото: morris-photographics.com

Оригинал (на англ. языке): NYTimes.com

Марсианская почва являет собой сплошную воздушную помпу

Как оказалось, почва Красной планеты, по своей сути, - это не что иное, как воздушная помпа. К данным выводам пришли научные работники из Германии, чья статья опубликована в научном издании Nature Physics. Подобный вывод был получен при изучении имеющихся у специалистов образцов марсианского грунта, в котором особенное внимание уделялось именно пор, наличествующим в них. Каролина де Бойле, научный сотрудник немецкого университета Дуйсбурга, совместно со своими коллегами изучала размеры частиц, которые находятся в марсианской почве, а также рассматривалась их химический состав

"Феникс" собирает марсианскую почву для анализа. Фото

Марсоход Phoenix взялся за марсианский грунт. Точнее - за поиск в нем благоприятных для существования жизни элементов. В пятницу он взял на анализ горстку почвы в районе Северного полюса.

Спящий марсоход обнаружил признаки жидкой воды