28/10/2014

На загадку Венеры взглянули по-новому

Давно уже учеными было высказано предположение, что наш ближайший сосед - планета Венера, нечто скрывает под своей блестящей пеленой. Изучив данные, предоставленные космическими аппаратами двадцать лет назад, удалось впервые очень близко подойти к раскрытию тайны.

В видимом спектре невозможно видеть поверхность Венеры из-за того, что она окутана облаком горячей и плотной атмосферы. Поэтому, для создания карты планеты, космическим аппаратам пришлось использовать радар, беспрепятственно проникающий сквозь эти облака.

Последним, кто посетил Венеру, был Магеллан, занимавшийся ее картографированием. Затем, в течение двадцати лет о Венере будто забыли. Проанализировав данные, собранные Магелланом и полученные в результате новых наблюдений, ученые установили, что на Венере по-разному отражаются от различных высот радиоволны. Кроме того, обнаружены были весьма странные темные радиопятна в самых высоких точках, т.е. в этих точках не отражаются радиоволны. Объяснения не найдены пока ни одной из загадок.

Элис Харрингтон, планетолог Университета Саймона Фрейзера (Британской Колумбии)

Иными словами, Землей поглощается больше радиоволн при подъеме на большую высоту на Венере. Здесь, как и на нашей планете, изменения температуры зависят от изменений высоты. Низкие температуры, наблюдаемые на большой высоте, приводят к образованию снега и льда, которые в видимом спектре создают картину яркости нашей Земли. Вполне допустимо, что от температуры зависит на Венере процесс осаждения соединений тяжелых металлов или химического выветривания.

Ученым, чтобы на эти вопросы ответить, пришлось повторно изучить старые данные, поскольку новых, так и не появилось со времен посещения Венеры Магелланом. Для этого специалистами были использованы данные о рельефе (стереорадиолокационные). Кроме того, им удалось значительно увеличить разрешение видимых участков до 600Х600 метров (против ранее существовавшего 8Х12 километров).

Очень низкое отражение на высоте 2400 метров, резко увеличилось на высоте 4599 метров. Но, темных пятен, по сравнению с предполагаемым ранее числом, оказалось больше в разы.

Если исследователи прошлого их обнаружили десятки, то сегодня можно говорить о сотнях таковых. Не найдено подтверждения, высказанному учеными предположению, касающемуся существования сегнетоэлектрических компонентов, которые, якобы являются причиной, как темных пятен, так и светлых. Зато то, что на планете случаются кислотные ливни, подтвердили. Новые открытия могут стать симуляторами интереса к этой планете.

Гипотеза осевого вращения венеры